Новинка для железных дорог — безбалластный путь

0
196

Безбалластный путь — новинка для железных дорог по всему миру. Подобное конструирование железнодорожного полотна все чаще применяется в виде базового строения для верхнего пути в новых проектах.

Уникальность данной технологии в том, что полотно не собирают из шпальных плит, как это делали раньше, а выливают прямо на месте. Пути на жестком основании применяются в железнодорожных перевозках, например, для высокоскоростных участков дороги или участков, предназначенных для перевозки грузов и большегрузного транспорта. Необходимым условием укладки безбалластного пути является максимальная устойчивость и плотность его материала. Это условие гораздо легче выполнить в горной местности.

Метод укладки полотна прост. Сначала бетоноукладчик прокладывает первый слой цементного раствора методом скользящей опалубки с образованием железобетонной плиты в рамках жестких допусков. Затем, через несколько дней, после затвердевания бетонной массы, на этой плите основания укладывается верхнее строение пути типа «Pandrol» с пружинными клеммами «e-clip». Опять проходит бетоноукладчик со скользящими формами. А за ним следует машина «Опетрак», которая непосредственно в свежий бетон, устанавливает в проектное положение рельсовое скрепление.

Преимущества подобной конструкции достаточно ощутимы. Среди них высокая точность укладки элементов и долговременное обеспечение требуемой высоты верха головок, высокий уровень механизации и скорость монтажа системы, а также низкая стоимость эксплуатации и ремонта пути.

Кроме того нельзя не отметить ослабление вибрации во всех частотных диапазонах. Эффективность в сфере гашения шума гарантирует защиту окружающей среды. Кроме того, эксплуатация пути без балласта повышает комфорт и безопасность пассажиров благодаря сплошной упругой посадке рельсов, обеспечивающей равномерное распределение нагрузок от движущегося рельсового транспорта.

Подобная схема монтажа железнодорожных путей уже пользуется успехом в некоторых странах, среди которых Германия, Канада, Китай и ряд других стран. Для России тема безбалластного пути достаточно нова, и пока тестируется лишь в тоннелях Сочи. Четыре секции, которые сегодня уж построены в Щербинке — шаг к новому технологическому развитию железных дорог.

Карел Герретсен, генеральный директор машиностроительного предприятия ООО «Хенкон Сибирь»

«Проанализировав условия эксплуатации наших машин, состояние подземных рельсовых путей и обращения заказчиков с просьбами  предложить вариант механизации ремонта путевого хозяйства в условиях подземных рудников, мы решили начать развивать новое перспективное направление деятельности: безбалластные железнодорожные пути.

Для России это направление является относительно новым, но наше южноафриканское подразделение Tubular Track Pty Ltd, за 25 лет деятельности построило более 700 км безбалластных железнодорожных путей в подземных шахтах и рудниках и столько же на поверхности. Это в три раза больше, чем протяженность всех безбалластных путей проложенных за тот же период европейскими компаниями, что объясняется тем, что наша система безбалластных путей более экономична, проработана и технически совершенна.

В чем же преимущества безбалластной системы железнодорожных путей перед классической и почему все крупные горнодобывающие компании ЮАР перешли на безбалластные пути? Основные причины – это большая технологичность: снижение объемов земляных работ в обустройстве земляного полота, отказ от использования щебенки и быстрых темпов прокладки пути, которые увеличиваются за счет транспортировки изготовленных в заводских условиях модулей на место строительства.

Еще одна привлекательная характеристика — это сохранение геометрии пути, на протяжении всего срока службы, что снижает сход подвижного состава и износ колесных пар. Также в разы вырастает скорость движения, что повышает эффективность ведения подземных работ. Таким образом, безбалластные пути позволяют экономить на капитальных затратах — до 50% за счет сокращения объема земляных работ, 100% экономия на щебенке, при этом стоимость владения безбалластного пути в разы отличается от классического в связи с минимизацией дальнейших расходов на содержание системы.

В России доставка щебенки на строительный участок превращается в сложную и дорогостоящую логистическую задачу из-за того, что железные дороги зачастую проходят по труднодоступным местам. Нельзя забывать и про экологию: добыча щебня на карьерах  с помощью взрывных работ, приводят к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.

Отрадно, что многие российские предприятия не остались равнодушными к передовому опыту: сейчас безбалластные железнодорожные пути внедряются на откаточном горизонте подземного рудника АО «Апатит», компании «Фосагро»,  ведутся переговоры о монтаже безбалластных путей на поверхности, в тоннелях и точках перегрузки.

Перспективными направлениями внедрения безбалластных путей Tubular Track является городской метрополитен и трамвай, что позволит ощутить преимущества новой технологии не только промышленным предприятиям, но и обычному человеку».

Справка о компании: Компания Hencon известна в мире как поставщик специальной дизельной техники для алюминиевой отрасли. Во всех случая, когда невозможно применение стандартных погрузчиков либо тракторов, специалисты компании предложат свое решение.