Снижение прибыли на мировом рынке спецтехники

0
26

По сообщениям авторитетного китайского издания «China Economic Weekly» мировой рынок специальной и строительной техники сбавляет обороты. Эксперты отмечают спад почти во всех его сегментах. Например, подавляющее большинство крупных китайских корпораций, производителей строительных машин, в прошлом году зафиксировали снижение прибыли на десятки процентов.

Отечественный рынок специализированной техники следует мировому тренду на понижение. Как сообщают в группе компаний ГАЗ, в первой половине 2014 года наблюдалось снижение объёмов продаж автомобильной спецтехники на 20% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Как объясняют в компании, это вызвано стагнацией рынка грузовых автомобилей из-за низкой инвестиционной активности и геополитической напряжённости, а также отсутствием крупных инфраструктурных проектов. Следовательно, рост спроса в России на строительную спецтехнику на автомобильных шасси не прогнозируется в связи с неопределенной экономической ситуацией.

Хотя, надо сказать, такое заявление можно считать спорным. Особенно в части отсутствия крупных инвестиционных проектов. В конце концов, никто не отменял Чемпионат Мира по футболу в 2018 году, Универсиаду 2019 года в Красноярске и строительство газопровода «Сила Сибири» по итогам межправительственных контрактов с китайцами. Спрашивается: какие мегапроекты, товарищи, вам ещё нужны? Работы — широкие горизонты. Если же кто-то мечтает об арабском размахе строек, с любовью жителей пустыни к гигантомании, то где гарантия, что при таком масштабе, российским компаниям удастся этот объём освоить? Всё же у нас переизбыток длинных выходных и такое, по-скандинавски короткое лето, что это, в свою очередь, налагает отпечаток на темпы работы. Лень-матушка да авось-батюшка.

Считается, что помочь преодолеть негативную тенденцию может увеличение темпов жилищного строительства. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первой половине прошлого года было введено в эксплуатацию почти 376 тысяч квартир общей площадью 29 с половиной млн. квадратных метров, что составило 130% к соответствующему периоду предыдущего года. Рост строительства жилья, как считают эксперты, уже благотворно сказался на некоторых сегментах рынка спецтехники. Например, в компании «Iveco Russia» отмечают увеличение спроса на самосвалы и автобетоносмесители на шести- и восьмиколёсных шасси.

В подтверждение радужных надежд экспертов следует сказать, что в одном только Красноярске на данный момент в активной стадии находятся 283 строительные площадки. И это, как утверждают местные специалисты, ещё нельзя назвать строительным бумом. Хотя масштабы возводимого жилья в городе всего лишь с миллионным населением по-настоящему завораживают.

В более долгосрочной перспективе мировой рынок специальной и строительной техники будет расти. По прогнозу аналитической компании Transparency Market Research, продажи в сегментах землеройной, подъёмной, дорожной и другой техники в денежном эквиваленте к 2017 году достигнут уровня 192,3 млрд долларов.

Ожидается ежегодный  6% рост данного рынка. На долю землеройной техники придётся 43% от общего объёма, этот сегмент будет самым крупным в мире. Лидером по производству спецтехники останется, как и прежде, Китай. На втором месте будут располагаться его европейские конкуренты.

Крупные компании, судя по всему, разделяют оптимизм Transparency Market Research и выводят на рынок новинки своей продукции уже сегодня. Это особенно актуально в связи с высоким уровнем износа основных фондов предприятий дорожно-строительной отрасли. Соответственно, в настоящее время происходит активное обновление технического парка многих компаний.

Основные тенденции рынка в этом году — техника повышенной проходимости, тяжёлая техника и техника, работающая на газовом топливе. Основные предпочтения потребителей сегодня выражаются в повышенных требованиях к комфорту рабочего места водителя и удельной мощности двигателей.

По этим вышеназванным критериям из новинок спецтехники можно отметить производимые в Твери колёсные экскаваторы нового поколения WX 200 и их гусеничный вариант TX 210LC. Как сообщают в компании «РМ-Терекс», производственные мощности нового сборочного цеха общей площадью 6,5 тысяч квадратных метров рассчитаны на выпуск 1 100 единиц экскаваторов в год, с возможностью дальнейшего наращивания объёмов производства и расширения модельного ряда.

Колесные экскаваторы WX 200 и гусеничные TX210LC, производство которых началось в конце апреля текущего года, разработаны в соответствии с требованиями международных стандартов, в частности, полностью соответствуют директивам Европейского Союза по безопасности.

В сотрудничестве с компанией Fritzmeier для данного типа экскаваторов разработана принципиально новая кабина. Дизайн копотной системы, где применены современные компоновочные решения, намного упрощает доступ к узлам и агрегатам. В качестве базовых двигателей для серии экскаваторов TX/WX приняты специальные модификации семейства ЯМЗ-530, которые прошли полный цикл испытаний и готовы для тяжёлых условий эксплуатации. Машины оснащены системой мониторинга рабочих параметров в реальном времени. Уровень локализации комплектующих отечественного производства в каждой машине достигает 70 процентов.

С октября прошлого года стартовали продажи нового семейства модернизированных полноприводных автомобилей «Урал», на которые могут монтироваться различные виды надстроек специальной и строительной техники. Модернизация узлов и агрегатов позволила улучшить монтажные свойства автомобиля, а также повысить его нагрузочные параметры. За счёт модернизации агрегатной базы оптимизированы эксплуатационные характеристики и обеспечены лучшие динамические свойства автомобиля, что позволяет эффективно использовать его в условиях бездорожья.

В Европейском Союзе всё большей популярностью пользуется специализированная техника, работающая на газомоторном топливе. В России только намечаются тенденции использования газового топлива и техники, работающей на нём. Scania планирует представить в 2015 году на российском рынке мусоровоз, работающий на газовом топливе. В компании это связывают с большой популярностью, которой будут пользоваться разработки в области топливной экономичности и улучшенной эффективности. Снижение расхода топлива, оптимизация управления, решения по повышению эффективности эксплуатации техники применяются уже сегодня и будут внедряться в новых моделях грузовых автомобилей.

Важное отличие России от стран Европы — это сравнительно небольшое количество газовой техники, используемой в дорожном хозяйстве и для коммунальных нужд. В нашей стране это направление только начинает развиваться. В последние несколько лет в России активно продвигались газовые шасси Stralis и Eurocargo для дорожного и коммунального хозяйства и уже видны первые результаты — спрос на эти автомобили растёт.

В связи с экономическим, и прежде всего долларовым кризисом последних нескольких месяцев, на рынке специализированной техники сегодня на первый план выходят маркетинговые и финансовые инструменты. В частности, активная раскрутка продаж и сдача спецтехники в лизинг. Плюс ко всему, наблюдается некоторая неосведомлённость потенциальных и старых клиентов о модельном ряде. Посему задача производителя — популяризировать относительно новую технику с помощью демопоказов и прочих инструментов товарного продвижения.

Подводя итог всему вышесказанному, не лишне отметить, что все пессимистичные настроения на рынке спецтехники, которые по факту являются чисто эмоциональными по причине нашей ментальности, в реальности отражают лишь одну действительную проблему: политику колониального типа, которую проводит центральная власть в отношении Сибири и дальневосточных регионов. Отсюда вытекает неясность долгосрочных перспектив и, как следствие, сетование участников рынка на отсутствие, дескать, масштабных, почти советского размаха, проектов. В подтверждение данной мысли, можно привести практику вахтового метода — метода кочевых наездов за быстрыми деньгами, подобно тем, что имели место быть в американской истории в отношении Аляски, тамошней золотой лихорадки и приисков.

Отсутствие понимания на министерском уровне того факта, что Сибирь — это «домашний» регион, а не внешне удалённая территория исключительно для выкачки ресурсов, заставляет местных предпринимателей, более, чем средней руки, начинать новый бизнес в той же Индии, Таиланде и Лаосе, проецируя на эти страны аналогичную колониальную модель. Русская мечта об освоении Сибири, думается нам, предполагала когда-то хозяйское отношение к этим землям: домовитое и бережливое. То, как они осваиваются сегодня — больше напоминает приёмы англичан в отношении каких-нибудь австралийцев. Ссыльные территории на краю земли. Пока что так. Изменение колониального подхода на рачительно-хозяйский к тому, что находится за Бугром — так в старину называли Уральские горы — это ключ к оптимистичному развитию человеческого и делового потенциала региона.

В отношении Красноярского края, по первому ощущению, можно сказать, что с момента вступления в должность нынешнего главы региона, Виктора Александровича Толоконского, есть проблеск надежды на разумный, местно-ориентированный вектор развития. Как отреагирует на новое целеполагание представители местного бизнеса и осуществится ли русская мечта об успешной и процветающей Сибири, покажет ближайшее будущее.