По данным Федеральной таможенной службы импорт грузового коммерческого транспорта в Россию сократился по итогам двух кварталов этого года на 74,6% и составил 9600 единиц, хотя ещё пару лет назад в одном только Сибирском федеральном округе было продано более 16 тысяч новых коммерческих автомобилей класса LCV общей массой до трёх с половиной тонн.
Тенденция общего падения продаж не обошла стороной и сегмент пассажирского коммерческого транспорта, хотя в нём традиционное первенство до сих пор держит отечественный производитель ГАЗ, вслед за которым по инерции потребительских предпочтений идут марки Ford и Peugeot.
Аналитическое агентство “Автостат” приводит следующие данные о парке лёгких коммерческих автомобилей в России. Всего он насчитывает немногим более 3,7 миллиона штук. Из этого числа почти 55% — автомобили старше десяти лет, 13% — машины в возрасте от семи до десяти лет, 20% – поддержанные трехлетние авто и лишь 12% — совершенно новые модели, что называется, прямо с конвейера.
При этом львиную долю забирают на себя фургоны: 41%, сразу после идут бортовые грузовики: почти 25%, на шасси и микроавтобусы приходится соответственно 17% и 14%. Аналогичные пропорции характерны и для рынка нашего региона. Как известно, общее состояние экономики и особенно междугородние и межрегиональные грузоперевозки являются тем стимулом, который двигает продажи на рынке коммерческого транспорта. В связи с негативной ситуацией в отечественной экономике, повсеместным снижением её показателей, отрицательную динамику показывает и рассматриваемый нами рынок.
Если ещё совсем недавно уровень продаж подстёгивал такой широко применяемый инструмент, как лизинг, то сегодня, наряду с сокращением банковского кредитования, ситуацию не исправляет и он. Брать автомобиль в долгосрочную аренду, а уж тем более выкупать его по остаточной стоимости никто не спешит. Да и сами производители, имея неясные перспективы уровня своих будущих доходов, сворачивают лизинговые программы.
В русле общероссийского снижения продаж, сибирский рынок показал по итогам первого квартала снижение на 57%. Лидером, продавшим наибольшее количество коммерческих грузовиков, остался KAMAZ. Концерну удалось реализовать в Сибири 450 новых машин. Второе место статистика отдаёт представителям Горьковского автозавода — 252 новых автомобиля. Тройку лидеров местного рынка замыкают коммерческие грузовики от компании HINO. В первом квартале они продали 95 единиц своей продукции.
Успех отечественных марок многие эксперты связывают прежде всего со скачком курса иностранной валюты: покупать технику в евро, даже при условии сохранения ценника на прежнем уровне, стало просто невыгодно. Тем более, что годовые бюджеты клиентских компаний на приобретение техники уже сформированы и их корректировка в сторону лишних расходов — мера непопулярная. Ко второй причине эксперты относят тот факт, что крупным компаниям на высшем уровне настоятельно рекомендовали приобретать технику отечественного производителя, дабы, таким образом, поддержать российскую автопромышленность.