Объект, спроектированный инженером Владимиром Шуховым с применением передовых технологий начала XX века, сохранил исторический облик, но обрел современную «начинку».
Сохраняя наследие
Депо, получившее имя вагоновожатого-героя Петра Апакова в 1923 году, в середине 2000-х едва не исчезло: планы сноса были отменены, а вместо этого началась четырехлетняя модернизация. Работы провели без остановки движения, бережно восстановив фасады и планировку комплекса площадью свыше 20 тыс. м².
Инновации для города
Ключевым изменением стала новая схема движения трамваев внутри депо по принципу конвейера. Теперь вагоны заезжают с Шаболовки, последовательно проходят мойку, техосмотр или ремонт и сразу возвращаются на маршруты, сократив маневры на прилегающих улицах. Для моделей «Витязь-Москва» построили 29 широких (4,3 м) ремонтных канав.
Рекорды мощности
После реконструкции депо может обслуживать до 77 вагонов ночью (включая трехсекционные) и ремонтировать 13 единиц одновременно — вдвое больше, чем ранее. Производительность мойки выросла с 5 до 12 вагонов в час, а функция принудительной сушки ускоряет подготовку транспорта к выходу на линию.
Экология и комфорт
Уложено 4,5 км путей с композитными шпалами из переработанных материалов.
Очистные системы позволяют повторно использовать воду.
Для 400 сотрудников созданы современные зоны отдыха, а к 2025 году в отреставрированном административном корпусе 1910 года постройки (архитектор Михаил Глейнинг) откроются столовая, медпункт и диспетчерский пункт.
Маршруты и перспективы
Обновленное депо обслуживает 6 трамвайных маршрутов (№3, 14, 26, 38, 39, 47), связывающих пять округов и 15 районов столицы. Ежедневный пассажиропоток превышает 140 тыс. поездок и к 2030 году может вырасти до 220 тыс.
Преображение Шаболовки
Перед открытием депо благоустроили 10 га прилегающих территорий: заменили дорожное покрытие, обновили 2 км путей, 8 остановок с поднятыми платформами, установили энергоэффективное освещение. Это сделало поездки безопаснее, а доступность — выше для маломобильных граждан.
Депо имени Апакова — пример гармонии истории и прогресса, где инженерная мысль Шухова продолжает служить городу в новом веке.