Понедельник, 18 октября, 2021
spot_img

Российские производители техники несут убытки из-за роста цен на металл

текст: Юлия Морозова, фото: rostselmash.com

В 2021 году стоимость стали на мировом рынке достигла максимальной отметки за последние 12 лет. Представители российских машиностроительных предприятий всерьез обеспокоены подорожанием цен на продукцию металлопроката. С прошлого года власть пытается стабилизировать цены разными способами.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов пригрозил налоговым изъятием 100 млрд руб. сверхдоходов, полученных в год пандемии. С 31 августа и до конца этого года правительство утвердило пошлины на экспорт черных и цветных металлов. Они представляют собой базовую ставку – 15% и специфический компонент (в американской валюте за тонну). Размер этого компонента рассчитывается в зависимости от вида металла (для цветных металлов) либо степени переработки продукции (для черных металлов).

При этом вносятся корректировки с учетом динамики мировых цен по результатам 5 месяцев 2021 года. Но и это еще не все. Вслед за повышением экспортной пошлины металлургам хотят увеличить НДПИ или налог на прибыль.

О том, как отразилось на отечественном машиностроение резкое повышение цен на сырье и повлияли ли меры, принятые государством на исправление этой ситуации, мы поговорили с руководителями предприятий.

«За второе полугодие прошлого года металл подорожал на 80–90%. Это привело к тому, что себестоимость машин выросла процентов на 30–40. При этом государство ограничивает цены на сельхозтехнику, ограничивает цены на продукцию сельского хозяйства, поэтому вслед за себестоимостью мы – машиностроители, не можем повышать цены. Многие заводы оказались в убытках в связи с необходимостью брать кредиты. Это очень негативно сказалось в прошлом году на машиностроении. Особенно печально, что российский металл на российском рынке продается по ценам дороже, чем продается за границу. Наши металлурги пользуются ситуацией. Получается, раз металл более дорогой, то и производство машин более дорогое. Из-за этого сложно конкурировать с китайскими, немецкими, американскими компаниями. Нас, машиностроителей, ситуация на рынке металла очень беспокоит», – рассказал «РБК» Константин Бабкин – президент промышленного союза «Новое содружество» и совладелец «Ростсельмаша».

По словам Константина Бабкина, ситуация мало изменилась и с введением государством таможенных пошлин на металл. Проблему высоких цен это не решило, так что ситуация остается критичной.

О проблемах говорит и Владимир Боглаев, директор Череповецкого литейно-механического завода. Предприятие производит известные на мировом рынке тракторы МТЗ и прочую спецтехнику для сельского хозяйства и ЖКХ.Российские производители техники несут убытки из-за роста цен на металл

«Для машиностроителей такой резкий рост цен на металл подарком не назовешь. На отдельные виды проката мы видим рост цены 40–50%, а на другие – до 100%. Так как металл мы приобретаем по предоплате, то для того, чтобы сохранить объемы производства, нам необходимо привлекать дополнительные средства. У многих машиностроителей возможнности привлечения кредитных денег не оказалось. Они были вынуждены снизить объемы производства. Это очень серьезно отразилось на финансовом положении, на производстве по программам многих компаний. Вторая неприятная вещь – у машиностроителей долгий производственный цикл. Они участвуют в госпрограммах, производя оборонную, муниципальную и другие виды продукции и изделий. Все это было законтрактировано задолго до того, как произошло резкое повышение цен. И хотя многие хэджировали риски, повышая цены на последний год на 10%, повышение цен на металл привело к тому, что эти хэджи не сработали, и большое количество предприятий было вынуждено снизить объемы производства, и поставки они должны делать себе в убыток», – заявил Владимир Боглаев.

Так как многие предприятия работают в длительных госпрограммах, то следуют правилу, ограничивающему повышение цены более чем на индекс инфляции промышленной продукции. Очевидно, что если главное сырье выросло в 2 раза, а предприятие не может поднять цену на 5%, оно должно уйти из господдержки. А без этого машиностроение в России просто нежизнеспособно. Машиностроителей поставили в безвыходное положение.

По словам Владимира Боглаева, от изъятия сверхдоходов металлургов в пользу государства самим предприятиям машиностроения легче не становится. Отрасли важно, чтобы была более-менее предсказуемая атмосфера и можно было долгосрочно планировать стоимость сырья, материалов и пр. Государство изымает сверхдоходы, но убытки предприятиям никто не возмещает.

«Цены ниже не стали, хотя мы ждали некоторых корректировок, но ни на один процент прайсы у металлургов не поменялись. Вероятно, в ближайшее время будем жить в парадигме сложившихся цен. В рамках такого жесточайшего колебания ни одно производство в мире работать не может. Мы живем в парадигме капитализма и любые действия государства будут полумерами. Государство, вероятно, будет пытаться применить меры, чтобы за год цена не изменялась вдвое. Но вряд ли оно сможет исключить колебания цен», – говорит директор ЧЛМЗ.

Владимир Боглаев считает, что завоевывать мировой рынок сложнее, чем внутренний, поэтому неравномерные цены на сырье от металлургов вполне допустимы. Экспортные пошлины, на его взгляд, не так уж и полезны и для сырьевиков, и для машиностроителей. А вот НДПИ может быть эффективен, несмотря на свою жесткость. В целом государство, по мнению эксперта, и дальше будет принимать меры по выравниванию цен на металл, поскольку возникают большие риски потерять огромный сектор отечественной экономики – машиностроение.Российские производители техники несут убытки из-за роста цен на металл

spot_img
spot_img

Новости

Яни Какела становится генеральным директором OEM Avant

С 1 октября основатель Avant Ристо Какела ушел с поста генерального директора на пенсию, а его сын Яни Какела, который последние 11 лет был директором по продажам и маркетингу, заменил своего отца.
spot_img

Читайте также: