С докладами на конференции выступили представители федеральных и региональных органов власти, проектных, строительных и подрядных организаций, экспертного и научного сообществ, инжиниринговых и производственных компаний дорожно-строительного комплекса.
Мероприятие организовала Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ» при поддержке и участии Государственной Думы РФ, Минтранса, Минпромторга и Минстроя России, Росавтодора, а также отраслевых организаций.
Рост объемов импорта
В 2023 году российские заводы дорожно-строительного машиностроения произвели на 19% больше продукции, чем в 2022 году. Техники произведено на сумму 90 млрд руб. Отгрузки отечественной дорожно-строительной техники на внутренний рынок составили 84 млрд руб., что на 15% выше показателя 2022 года. При этом доля российской техники на отечественном рынке продолжает падать.
Объемы импорта растут намного активнее: в 2023 году поставки зарубежной техники в Россию выросли на 58% и превысили 440 млрд руб. Объемы производства российской дорожно-строительной техники растут сегментарно. Отечественные производители стали выпускать больше кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, дорожных катков, экскаваторов, экскаваторов-погрузчиков и мини-погрузчиков.
При этом за прошедший год сократились отгрузки российских автогрейдеров, фронтальных и телескопических погрузчиков, автокранов, гусеничных бульдозеров. Такие данные озвучил Вячеслав Пронин, заместитель директора Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования («Росспецмаш»).
Как отметил представитель «Росспецмаша», на рост отечественного производства и отгрузок положительно повлияли большие объемы строительства и реализация масштабных инфраструктурных проектов.
Государственные стройки гарантируют постоянный платежеспособный спрос на обширном внутреннем рынке – по мнению докладчика, это прямо указывает на обширные возможности развития российского машиностроения. Вал импорта, по словам Вячеслава Пронина, не является проблемой сам по себе: это следствие особенностей российской экономической среды. Поэтому ключевой задачей в развитии российского машиностроения он назвал изменение экономических условий, в которых существуют производители.
«Чтобы обеспечить развитие отечественного машиностроения, в первую очередь нужно создать нам одинаковые условия с иностранными конкурентами: например, стоимость металла не должна зависеть от котировок Лондонской биржи. В прошлом году не росла стоимость электроэнергии, не менялся курс валют, а металл для нас стал вдвое дороже! Это вопиющая несправедливость: внутренний рынок для металлургии должен рассматриваться как первостепенный, а не как придаток к экспорту», – обозначил позицию «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.
Докладчик указал на низкую стоимость металла и электроэнергии в Китае – и трудности с получением энергетических мощностей у челябинских заводов, стремящихся расширить производственные базы. На эффективную ставку налога на прибыль канадских машиностроителей, сокращающуюся до 12% за счет налоговых льгот и иных вычетов, – и 20%-ю ставку российских предприятий. На доходящую до 16-кратной разницу в стоимости кредитов для заводов за рубежом и в России.
«Такие примеры я могу перечислять до вечера. Но это не оправдание того, что наши машиностроители неэффективны. Наоборот, это подтверждение их сверхэффективности: даже в таких неравных условиях они умудряются сохранять долю от 15% на рынке. Неэффективные еще несколько лет назад прекратили бы свое существование», – подчеркнул спикер.
Госконтроль и надзор
Необходимость совершенствования системы технического регулирования поддержал заместитель сопредседателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов.
«Наличие госрегулирования – условие выживания национальной промышленности. Техническое регулирование эффективно защитит рынок и, прежде всего, – потребителя: необходимо следить за добросовестным выполнением сертификации, чтобы на российский рынок не поступала техника низкого качества. Это, в свою очередь, защитит инвестиции компаний, которые активно вкладывают средства в создание инновационной, высокопроизводительной продукции. Такая тактика направлена на стимулирование прогресса», – подчеркнул представитель РСПП.
Андрей Лоцманов напомнил, что в ходе «регуляторной гильотины» 2021 года был фактически отменен государственный контроль и надзор за требованиями 13 технических регламентов ЕАЭС, и сегодня отсутствует механизм контроля продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Минтранс России: к участникам закупок по дорожной деятельности будут установлены требования по наличию спецтехники российского производства. Требуемая доля отечественных машин будет повышаться ежегодно: с 30% в 2025 году до 60% в 2030 году.
Докладчик сообщил о подготовке проекта Постановления Правительства РФ о проведении эксперимента по восстановлению государственного контроля и надзора за обращением отдельных видов продукции: цемента, радиаторов отопления, кабельной продукции. В дальнейшем практика госрегулирования будет расширена и на другие виды продукции.
Также Андрей Лоцманов рассказал о разработке стандартов в области информационных технологий. Вместо иностранного ПО требуются отечественные разработки, и в 2023 году был утвержден ПНСТ «Умные (SMART) стандарты. Общие положения». Его принятие позволит перейти к разработке машинопонимаемых стандартов, с использованием которых возможно автоматизированное изменение конструкторской документации в соответствии с нормативами.
Значительный объем в комплексе мер госрегулирования занимают меры поддержки производителей и потребителей продукции отечественного машиностроения. О них рассказала Мария Елкина, директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России.
«Российская техника в представлении Минпромторга – та, на которую получено заключение по ПП РФ от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», то есть включенная в Реестр российской промышленной продукции. Меры поддержки действуют в отношении именно такой продукции», – уточнила докладчица.
Меры поддержки отечественных производителей
Сегодня для поддержки инвестиционных проектов работает Фонд развития промышленности. Он выдает целевые займы по ставке от 1 до 3% годовых как на модернизацию существующих, так и на создание новых производственных мощностей. Деньги предоставляются не на строительство или реконструкцию сооружений, а на приобретение станков и оборудования, но в рамках механизма Кластерной инвестиционной платформы по льготной ставке предоставляется кредит от 1 до 100 млрд руб. на создание новых производств. Так, в 2023 году Чебоксарскому агрегатному заводу был одобрен льготный заем на освоение производства комплектующих для ходовых систем бульдозеров, а завод «Тверской экскаватор» получил 1,3 млрд руб. на расширение линейки экскаваторов и перегружателей и планирует выпустить на рынок 16 новых моделей техники.
Субсидии на участие в программе Минпромторга «Реинжиниринг узлов и комплектующих» предоставляет АНО «Агентство по технологическому развитию». По дорожно-строительной отрасли для участия в ней к настоящему времени отобрано 57 заявок, по 27 из них уже разрабатывается конструкторская документация. Специалисты агентства, получив от потребителя заказ на реинжиниринг конкретной детали, самостоятельно находят инжиниринговую компанию для ее анализа и компанию-производителя. Так потребители могут заместить импортные детали в уже эксплуатируемой иностранной технике, а машиностроители – организовать производство таких деталей.
Субсидируется льготный лизинг российской дорожно-строительной техники. Лизинговые компании получают субсидии на скидки в размере от 10 до 15% от полной стоимости техники, которые они предоставляют потребителям при уплате авансового платежа.
Вячеслав Пронин, замдиректора Ассоциации «Росспецмаш»: финансовая мощь китайских партнеров значительно выше, чем у наших заводов. Они могут себе позволить застолбить рыночную нишу отложенным спросом, создавая огромные запасы машин впрок.
Производители отечественной спецтехники получают субсидии на скидки для конечных покупателей. Минпромторг организовал компенсацию скидки в размере около 15% от стоимости техники, которую можно реализовать и самостоятельно, и через дилеров, и в лизинг. Но отслеживается в любом случае именно конечная цена – та, которую платит потребитель.
Также Мария Елкина рассказала о плане мероприятий, направленных на повышение доли отечественной техники на рынке. По словам докладчицы, документ включает в себя и планы мероприятий по развитию компонентной базы, реализации новых проектов в области российского дорожно-строительного машиностроения.
Конструирование техники, в полной мере удовлетворяющей потребности ее потребителей, на конференции неоднократно было названо общим делом.
«Выпуск новых серийных моделей хорошего качества не получится без плотного контакта производителей с потребителями, поддержки межведомственных рабочих групп, взаимодействия вообще всех заинтересованных лиц», – заявил заместитель руководителя Росавтодора Олег Ступников.
Чтобы повысить конкурентоспособность, востребованность отечественной спецтехники, Росавтодор наладил конструктивный диалог с ее производителями и подрядчиками. На объектах Федерального дорожного агентства велась опытная эксплуатация отечественных катков и асфальтоукладчика «Десна 2100». И заказчик работ, и подрядчики проверяли разные режимы работы с разными типами смесей.
В опытной эксплуатации асфальтоукладчика участвовали ООО «Трансстроймеханизация», ООО «СБТ-СТРОЙ», АО ДСК «Автобан». Замечания и предложения подрядчиков оперативно отрабатывались производителями. Благодаря этому в новой модификации «Десны 2100», в частности, была повышена мощность двигателя, увеличена ширина рабочей плиты, усовершенствованы пульты управления.
текст: Александр Копотилов, фото: Росавтодор, Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ»