Пятница, 19 апреля, 2024

Выбираем бульдозер: на что обратить внимание?

текст: Станислав Казаченко, фото: пресс-служба ООО «ЧЕТРА», ООО «Уралтрак», ООО «ДСТ-Урал»

Экономический кризис не мог не отразиться на рынке бульдозеров, но в целом отрасль держится и продолжает выпускать современные модели продукции. Отечественные производители, хоть и упустили инициативу за последние годы, имеют постоянных клиентов и продолжают внедрять интересные технологические наработки.

Несмотря на трудности, которые переживает экономика, рынок бульдозеров в целом держится на плаву. Это объясняется сохранением темпов у основных потребителей такой техники – строительных, дорожных и добывающих компаний. По итогам первого полугодия 2020 года, по данным ID-Marketing, в стране было произведено 294 новых машины и еще 589 импортировано из-за рубежа. Для сравнения: за весь 2019 год эти показатели были на уровне 789 и 1 293 соответственно. Таким образом, если тенденция сохранится, итоговые цифры нынешнего года будут меньше прошлогодних, но не катастрофически.

Также можно заметить сокращение доли отечественной техники на рынке. Если до кризиса 2008 года оборудование российского производства занимало не менее 60%, то затем оно планомерно снижалось и к 2019 году достигло 37%. Не помогали даже периоды снижения поставок техники в страну из-за рубежа в периоды колебаний курсов валют.

Среди поставляемого в страну оборудования около 80% приходится на сегмент средних гусеничных бульдозеров. Это вполне объяснимо, ведь тяжелые образцы предпочитает именно горнодобывающая промышленность, зависимая от конъюнктуры мировых цен и не представляющая большинства потребителей, а покупатели малых бульдозеров предпочитают искать варианты приобретения подержанных моделей.

Среди иностранных бульдозеров наибольшая доля на протяжении многих лет приходится на Китай, на втором месте с большим отставанием – Япония. Также среди лидеров – Тайланд, Австрия и Бразилия. Такое распределение не могло не отразиться и на списке российских регионов, куда ведется поставка. Серьезную долю здесь занимают представители Дальневосточного федерального округа: Приморский край (почти 33%), Амурская область (9,1%), Хабаровский край (4,3%). Также серьезные доли ожидаемо удерживают Москва и Московская область (примерно по 24% каждая), что легко объясняется расположением головных офисов крупных компаний традиционно поближе к столице.

Тем не менее отечественные бульдозеры на рынке есть и находят своего потребителя. Самые известные марки здесь – это «ДСТ-Урал» (Челябинск), «Уралтрак» (Челябинский тракторный завод), Челябинский завод промышленных тракторов и «ЧЕТРА» (Чебоксары). Как нетрудно заметить, основное производств такой продукции сконцентрировано в Уральском федеральном округе. Все перечисленные предприятия отличаются тем, что ведут не только сборку готовых бульдозеров, но и сами производят детали к ним.

«ДСТ-Урал» имеет относительно небольшую историю – около 20 лет. Тогда группа инженеров решила ввести новшество в технологию производства машин, отказавшись от коробки передач в пользу гидростатической трансмиссии. Сегодня завод выпускает машины пяти тяговых классов массой до 40 тонн, в том числе и адаптированные модели под нужды дорожного строительства, утилизации отходов и прочие. Ежегодно на заводе выпускается около 300 единиц техники, площадь производственных цехов достигает 20 тысяч квадратных километров, а штат – около 500 человек.

«Уралтрак», наоборот, имеет одну из самых долгих в стране историй среди машиностроительных предприятий – около 90 лет. Его первой продукцией был трактор «Сталинец-60», правда, для его конструирования пришлось использовать чертежи американских коллег из Caterpillar. Сегодня предприятие имеет четыре линии бульдозеров пяти тяговых классов, в том числе специальные модели, подходящие для работы в болотах или скалах.

«ЧЕТРА» известна в нашей стране с семидесятых годов, начиная со своей модели бульдозера Т-330, которой за все время было выпущено до 10 тысяч экземпляров. Сегодня при сборке используются как отечественные, так и импортные комплектующие, что позволило совместить в одной машине такие качества, как мощность, маневренность и управляемость. Сегодняшняя линейка продукции состоит из 7 моделей для разных отраслей, включая специально разработанный бульдозер для экстремально низких температур. А модель Т-140 даже заслужила звание лучшей в РФ.

ЧЗПТ относится к молодым предприятиям и заточено на использование современных технологий в производстве, таким как робототехника, лазерная и плазменная резка, термообработка в инертной газовой среде и других. Продукция завода часто даже визуально отличается от других благодаря таких конструктивным решениям, как, например, шестигранная кабина с панорамным остеклением. Неудивительно, что с таким подходом наряду со стандартными моделями бульдозеров в ассортименте есть и достаточно оригинальные, такие как болотоход, траншеекопатель, корчеватель и прочие.

При приобретении бульдозеров специалисты рекомендуют учитывать не только планируемый тип выполняемых работ, но и такие факторы, как окупаемость (в удачных случаях она может составлять 1 год), простота в освоении (потому что дополнительное обучение персонала может потребовать затрат времени и средств) и ликвидность – продажа использованных моделей на вторичном рынке является частью бизнес-стратегии многих успешных компаний.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: