Карьерные экскаваторы на угольных разрезах Сибири

0
171

По данным статистики за 2017 год, по добыче угля Россия занимает шестое место в мире после Китая, США, Индии, Австралии и Индонезии. Три четверти добываемого сырья используется для производства энергии и тепла, одна четверть – в металлургии и химической промышленности. В России шесть основных бассейнов, где уголь добывается в особенно больших объемах. В порядке убывания это: Кузнецкий бассейн, Канско-Ачинский, Печорский, Донецкий, Иркутско-Черемховский и Южно-Якутский.

Настоящий склад горной техники сосредоточен на Краснобродском угольный разрезе. Здесь работают экскаваторы 29 разных моделей, произведенные в разных странах мира. На одной территории можно наблюдать «соревнования» 30-кубовых гигантов; неподалеку друг от друга меряются рекордами производительности американец P&H-2800, китаец WK-35 и россиянин ЭКГ-32Р. Пожалуй, только на Краснобродском угольном разрезе возможно увидеть работу сразу 15-ти видов ЭКГ: от ЭКГ-4,6Б (между прочим, он был снят с производства еще в 70-е годы прошлого века) до суперсовременного ЭКГ-32Р (серия насчитывает пока лишь две единицы техники), которого нет больше нигде в мире.

Одна из самых популярных моделей карьерных экскаваторов – ЭКГ-5А. Всего их насчитывается 48, почти пятая часть от общей численности парка. Данная модель используется на всех разрезах компании «Кузбассразрезуголь». Кстати, ЭКГ-5А является самым распространенным и востребованным карьерным экскаватором во всем постсоветском пространстве. Самый маленький экскаватор – ЭКГ-4у, его объем ковша – всего 4 «куба». Этих «малышей» в компании 9, по 4 на Бачатском и Краснобродском разрезах, и один трудится на Кедровском.

Самый мощный представитель карь­ерной техники «Кузбассразрезугля» – 56-кубовый «американец» P&H-4100. Таких гигантов в компании два. Первый приступил к работе в 2009 году на Талдинском разрезе, второй в 2011 – на Бачатском. Самый «взрослый» экскаватор «Кузбассразрезугля» ЭШ-15/90А No72 трудится на Моховском разрезе. Стаж этого ветерана – более 43 лет, за эти годы он «перелопатил» более 114 миллионов кубов горной массы. Самый юный член экскаваторной семьи «Кузбассразрезугля» – ЭКГ-32Р No2, приступил к работе летом прошлого года на Краснобродском угольном разрезе.[/blockquote]

Еще одна разновидность специальной техники – экскаваторы ЭШ-40/85, ЭШ-20/90, ЭШ-15/90, ЭШ-11/70, ЭШ-10/70, ЭШ 10/60. Шагающие экскаваторы, используемые на открытых разрезах, – это надежные, высокопроизводительные и маневренные машины.

Что же происходит с углем после его добычи? После работы экскаваторов, прямо к месту работы подъезжает локомотив, тянущий за собой вагоны с механизмом опрокидывания или обычные полувагоны. Большой экскаватор ковшом вгрызается в уголь и грузит его прямо в вагоны. После загрузки состав отправляется на сортировочный участок. Уголь в вагонах имеет разные размеры, а местами представляет собой настоящие суровые глыбы. Вагоны по одному заезжают в огромный цех.

Следующая миссия выполняется машиной под названием ВБС – вагоноопрокидыватель боковой стационарный. Зафиксировав вагон, монструозная конструкция начинает поворот, переворачивая вагон, словно детскую формочку в песочнице. Уголь падает в недра дробилки, где измельчается и сортируется. На этом этапе происходит деление угля на два сорта – БПК (крупность – от 50 до 200мм) и 2БОМСШ (крупность – 0-50мм). Уголь БПК также по конвейерам попадает в бункеры, откуда его отгружают либо в автотранспорт (для небольших предприятий и частных лиц), либо грузят непосредственно в полувагоны РЖД.

После этого происходит финальное взвешивание вагонов с углем, если необходимо – дополнительная догрузка вагонов. При помощи специальной рамки кучка угля в вагоне приобретает правильную форму. После прохождения этого этапа, вагон с углем цепляется к составу и отправляется туда, где его будут сжигать, чтобы получить тепло и электроэнергию.