Среда, 1 декабря, 2021
spot_img

Локализация производства в России: ваши баллы удваиваются

текст: Денис Ильюшенков, Василий Милькин, фото: frprf.ru

Минпромторг России подготовил новый проект, предполагающий внесение изменений в постановление правительства № 719, которое регламентирует балльную оценку локализации производства техники в России.

В перечень локализуемой продукции предлагается включить подъемники и конвейеры для подземных работ, проходческие комбайны, буровые станки, погрузчики, экскаваторы с объемом ковша не менее 4 м3, дробилки и сортировочные машины. Предполагается ежегодное увеличение требуемых баллов за счет поэтапной локализации или трансфера технологий производства комплектующих.

Например, производство в России силовой установки для проходческих комбайнов избирательного действия оценивается в 35 баллов, узлов ходовой части – также в 35 баллов. Монтаж двигателя, мостов и трансмиссии – 10 баллов.

Для того чтобы техника считалась произведенной в России, на 1 января 2022 г. нужно набрать 40–50 баллов в зависимости от ее типа. А на 1 января 2024 г. для признания оборудования российским потребуется набрать уже 80–100 баллов. То есть требования по локализации за два года удваиваются.

Постановление № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории России» действует с 2015 г. Основной критерий для подтверждения – наличие у инвестора заключенного с государством специального инвестиционного контракта (СПИК).

Это рамочное соглашение, которое гарантирует компании неухудшение условий ведения бизнеса на срок действия СПИКа в обмен на обязательства по локализации производства.

Подписавшим СПИК компаниям также доступны региональные налоговые льготы. Производитель, набирающий нужное количество баллов, также получает право участвовать в госзакупках и госпрограммах поддержки спроса. Срок действия инвестсоглашений первой версии (заключались до середины 2019 г.) – 10 лет, во второй версии их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Оценивать уровень локализации по СПИКам в баллах стали с середины 2019 г. в отношении автопрома (затем также для производства сельхозтехники). Сейчас СПИКи есть у всех локализовавших производство в России крупных автоконцернов как иностранных, так и российских. В этой отрасли СПИКи заменяли истекавшие соглашения о льготной промсборке, заключенные инвесторами с правительством в 2000-х гг.
Требования для локализации карьерной техники в баллах сформированы совместно с широким кругом российских машиностроителей и отраслевых объединений, сообщают «Ведомости». Среди них – «Уралмашзавод», Копейский машзавод, «Дробмаш», «Тяжмаш», РСПП и «Горнопромышленники России».Локализация производства в России: ваши баллы удваиваются

Локальных производителей погрузчиков и экскаваторов, применяемых в угледобыче, в России нет, за исключением электрических карьерных гусеничных экскаваторов, которые выпускаются в малых объемах.

Требования предусматривают начисление баллов за осуществление технологических операций и использование российских комплектующих, что дает возможность стимулировать производителей развивать свои компетенции и самим выпускать приоритетные компоненты.

Доля импортозамещения в угольной отрасли остается критически низкой, поэтому стимулирование развития отечественного производства имеет важное стратегическое значение. Российский рынок горной техники по итогам 2019 г. составил лишь 3–5% от мирового в денежном выражении, или $1–1,5 млрд.

Из отечественных игроков представлены «Уралмашзавод», Юргинский завод, Копейский машзавод, Анжерский машзавод, «Кемгормаш» и Александровский машзавод. «Доля использования в добыче угля импортного оборудования выросла с 2012 по 2019 г. с 54 до 79,3%, по открытым работам этот показатель составляет 85,9%, а по подземным – 59%.

Хуже всего ситуация с импортозависимостью обстоит по механизированным крепям, комбайнам для очистных работ, экскаваторам, погрузчикам и буровым станкам. По данным НРА, от 54,8 (по экскаваторам) до 98,5% (по комбайнам) этой техники в России приходится на импорт. Единственные позиции в парке горно-шахтного оборудования на российских объектах, которые остаются импортонезависимыми, – это скребковые и ленточные конвейеры: доля российского оборудования составляет 92 и 93,8% соответственно.

Локальных производителей погрузчиков и экскаваторов, применяемых в угледобыче, в России нет, за исключением электрических карьерных гусеничных экскаваторов, которые выпускаются в малых объемах, сказал «Ведомостям» председатель комитета дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Комов.
Основными импортерами являются Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr и Volvo Construction Equipment. По данным АЕБ, за последние четыре года в России было продано менее 200 экскаваторов с объемом ковша от 4 м3. Погрузчиков реализовано 578 шт., или в среднем 144 единицы в год. Строить заводы на такие объемы экономически нецелесообразно – только если не экспортировать эту технику из России на глобальный рынок.

Большинство иностранных компаний отмечают, что локализовать производство в России не так просто. В настоящий момент маркировкой «сделано в России» может обладать техника той компании, которая достигла глубины локализации не менее 50%.

Однако в текущей экономический и политической ситуации очень сложно прийти к такому высокому показателю. Еще одной проблемой, с которой сталкиваются потенциальные производители – на сегодняшний день на территории нашей страны невозможно найти поставщиков комплектующих требуемого уровня. Также иностранные производители сталкиваются с серьезными проблемами при локализации производств – в части персонала, надежности и качества поставок, в коммуникациях с местными администрациями.Локализация производства в России: ваши баллы удваиваются

spot_img
spot_img

Новости

Яни Какела становится генеральным директором OEM Avant

С 1 октября основатель Avant Ристо Какела ушел с поста генерального директора на пенсию, а его сын Яни Какела, который последние 11 лет был директором по продажам и маркетингу, заменил своего отца.
spot_img

Читайте также: