Петр Юрьевич, ушедший 2021 год у участников рынка вызывает разные эмоции. Расскажите о своем опыте. Насколько это время было успешным для компании?
Для 2021 года был характерен резко возросший спрос на автокрановую технику, поэтому годовой план продаж мы выполнили уже к ноябрю. Но спрос, увеличившийся на 20–30%, – это не заслуга компании. Он связан с мировым ростом цен на металл и с опасениями компаний-заказчиков, у которых была отложенная на время пандемии потребность в приобретении крана, что завтра техника будет стоить дороже. В прошлом году мы отгрузили несколько портфелей заказов для крупных предприятий и корпораций: например, «Роснефть» заказала сразу 100 кранов для освоения месторождения на Таймыре. Это достаточно большой объем, учитывая, что в среднем за год в России продают около двух тысяч единиц грузоподъемной техники. Гордость завода – поставка трех гусеничных (два ДЭК-802 г/п 80 тонн, один ДЭК-361 г/п 36 тонн) и двух автокранов (КС-65717 г/п 50 тонн) в Антарктиду. Эти машины, адаптированные к работе при сверхнизкой температуре окружающей среды, уже используются для строительства станции «Восток» и для работы на побережье в районе станции «Прогресс». Сегодня Челябинский механический завод занимает в среднем 24–25% доли рынка автокранов России.
Как изменился рынок техники за последнее время? Как его можно охарактеризовать сегодня, опираясь в первую очередь на опыт вашей компании?
В 2020 году, когда началась пандемия, мы планировали увеличить объем производства на 20%. Отработали по плану первый квартал, но потом началось затишье и предприятие ушло на недельный отдых вместе со всей страной. Потом, правда, мы доказали, что у нас предприятие уникальное – разрешили не останавливать производство. Мы тогда реализовывали серьезный проект, связанный с Антарктидой, нельзя было сорвать сроки. В 2021 наблюдался резкий рост продаж: он был связан с отложенным спросом, когда крупные корпоративные заказчики начали реализовывать и развивать свои проекты, которые были остановлены с началом пандемии.
Чего вы ждете от наступившего года? Какие планы у ЧМЗ по развитию?
В январе 2022 году ОАО «ЧМЗ» исполняется 80 лет. Сегодня это единственное российское предприятие, на единой площадке которого налажено серийное производство гусеничных, автомобильных, а также специальных кранов. Каждый четвертый автокран в России выпускается под маркой «Челябинец». В ближайших планах – работа по комплексной модернизации технологий, стратегическому обновлению парка оборудования и оптимизации производства. В 1-ом квартале 2022 года на заводе будет запущен современный комплектовочный центр площадью 800 квадратных метров, который увеличит скорость комплектации рабочих мест, а значит, возрастет производительность труда. Во 2-ом квартале 2022 года заработает листогибочный пресс усилием 1 600 тонн: он позволит нам комплектовать краны новым типом стрел с многогранным профилем. Помимо стратегического обновления парка металлообрабатывающих станков и перехода на станки с числовым программным управлением, завод продолжит освоение более «тяжелых» машин, ведь на рынке растет спрос в сторону повышения грузоподъемности кранов. Хотя самая востребованная машина среди покупателей уже на протяжении многих лет – автокран грузоподъемностью 25 т – завод в 2020–2021 гг. вывел на рынок новинки: модели автокранов грузоподъемностью 55 и 60 тонн.
текст: Станислав Казаченко, фото: ОАО «Челябинский механический завод»