Пятница, 29 марта, 2024

Сами с самосвалами

текст и фото: bellequipment.com, terex.com, cat.com, tonar.info

С развитием горнодобывающей отрасли все больший спрос в стране формируется на самосвалы. Шарнирно-сочлененные модели в основном поставляются из-за границы, хотя некоторые, как John Deere, решили приостановить этот процесс. Но появляются и варианты отечественного производства. В этом материале мы сравним параметры наиболее распространенных моделей на отечественном рынке.

Bell

Компания выпускает 7 вариантов шарнирно-сочлененных самосвалов. Их грузоподъемность варьируется от 24 до 55 тонн, объем кузова – от 15 до 35 кубометров, а мощность – от 275 до 577 лошадиных сил. Это модели В60Е, В50Е, В45Е, В40Е, В35Е, В30Е, В25Е.

Во всех случаях продукты обладают множеством первоклассных свойств, среди которых увеличенная грузоподъемность, повышающая производительность, сниженные ежедневные эксплуатационные расходы, превосходные ходовые качества и бескомпромиссные стандарты безопасности.

Экономный расход топлива и долговечность работы обеспечивают дизельные двигатели Mercedes Benz, специально изготовляемые для этой техники. Они обладают ресурсом работы в 20 000 часов до первого капитального ремонта.

Полностью автоматическая семиступенчатая планетарная коробка передач с блокировкой гидротрансформатора считается лучше в отрасли и увеличивает эффективность использования топлива. Средства переключения планетарных передач под нагрузкой оптимизируют точки переключения сообразно обстоятельствам, одновременно защищая трансмиссию от ошибок и неправильного обращения со стороны водителя. Функция FuelSense® оптимизирует расход топлива.

Программное обеспечение поз­воляет удаленно получать ежеминутный отчет в режиме реального времени о движении самосвала, контролировать продуктивность, расход топлива, неисправности. Для этих целей используется программное обеспечение Fleetm@tic®, которое позволяет увеличить производительность, создавать отчеты об эксплуатации машины, определить требования к повышению квалификации оператора, получать коды ошибок машины и предлагаемые процедуры для их устранения, профессионально планировать техническое обслуживание, внедрять меры обеспечения безопасности, защищать инвестиции, получать геоданные в режиме реального времени.

Универсальный шарнир рамы, большой ход подвески на всех осях и сбалансированное распределение веса обеспечивают маневренность машины и ее способность двигаться в сложных дорожных условиях.
Самосвалы Bell имеют лидирующие показатели по безопасности благодаря множеству установленных передовых технологий.

Также эти машины оснащены функциями, обеспечивающими прос­тоту технического обслуживания и эксплуатации. Например, щупы для измерения уровня, прозрачные резервуары, смотровые окна, сгруппированные точки техобслуживания.

Производители отмечают также эргономичное рабочее место с легко читаемыми приборами и интуитивно понятными средствами управления, 10-дюймовым цветным монитором, автоконтролером, модулем герметичных кнопок, адаптивной коробкой передач и многими другими нюансами делает машины доступными в управлении и снижает время для адаптации водителей и операторов.

Terex

Завод Terex выпускает шарнирно-сочлененные самосвалы с 1982 года. В России они появились впервые в начале 2000-х годов. Тогда себя хорошо зарекомендовали как новые модели, так и подержанные с рынков Европы и США. Процесс затормозил кризис 2008 года, но с началом нового десятелетия показатели поставок вновь начали расти.

Сегодня выпускаются две модели: Terex ТА300 (грузоподъ емностью 28 т с двигателем Scania DC9 максимальной мощностью 376 л.с. и кузовом объемом 17,5 м3 по SAE2:1) и Terex ТА400 (грузоподъемностью 38 т с двигателем Scania DC13 максималь ной мощностью 450 л.с. и кузовом объ емом 23,3 м3 по SAE2:1). В компании уверяют: оба варианта отличаются долговечностью.

«Большинство клиентов, которые купили ШСС Terex еще в 2011–2012 годах, используют их до сих пор. Наработка многих машин превышает 40 тысяч моточасов», – прокомментировал заместитель директора по продажам оборудования ООО «Горная Евразия» Станислав Медведев.
К основным преимуществам Terex относятся мощная рама, обеспечивающая долговечность при работе на пересеченной местности, прочный и широкий кузов большой вместимости; надежные и экономичные двигатели Scania, автоматические коробки передач (Allison, ZF) со встроенными ретардерами (гидравлическими замедлителями), которые обеспечивают плавное переключение передач и повышенную безопасность при движении самосвала на крутых спусках.

Закрытые дисковые тормозные механизмы в масляной ванне на всех мостах требуют минимального внимания и обеспечивают длитель ный срок службы. Просторная и комфортная кабина позволяет повысить производительность труда при уменьшении утомляемости водителя. Высокоэффективная система охлаждения двигателя работает в любом климате. Откидывающаяся кабина и капот облегчают легкий доступ к двигателю и агрегатам и сокращает время на диагностику, ТО и ремонты. Полностью независимая передняя подвеска (для ТА300) обеспечивающая отличную плавность хода и повышенный комфорт водителя.

Предусмотрена возможность и дополнительных опций, как предпусковой подогреватель двигателя, дополнительная воздушная печка кабины, зимние масла, антифриз, РВД и уплотнения для работы до -50 °С, зеркала с подогревом, подогрев кузова выхлопными газами двигателя, увеличение объема кузова на 1–2 кубометра, задний борт кузова подъемного типа, система автоматической смазки, система пожаротушения моторного отсека, система определения загрузки в кузове, дополнительная футеровка кузова, система дистанционного контроля Terex trucks telematics.

Продукцией Terex пользуются крупнейшие компании страны. Например, в 2020 году «Русская медная компания» для золото-меднопорфирового месторождения «Малмыжское» в Хабаровском крае приобрела сразу четырнадцать ШСС Terex TA400.

«Важное дополнительное преимущество самосвалов Terex ТА400 – это то, что ШСС Terex настолько просты в обслуживании, что многие владельцы обслуживают их сами, только периодически привлекая квалифицированных специалистов поставщика для выполнения сложных ремонтов», – добавил Станислав Медведев.

Caterpillar

Компания Caterpillar начала производство самосвалов с шарнирно-сочлененной рамой еще в 1985 году. Сегодня ассортимент включает шесть основных моделей в разных вариантах исполнения, но во всех случаях это трехосные машины с грузоподъемностью от 24 до 41 тонны.

Например, шарнирно-сочлененный самосвал 740 GC является новым стандартом «GC», призванным обеспечивать высокую производительность самосвалов при сниженных расходах на владение и эксплуатацию. На всех самосвалах существующего модельного ряда представлена новая кабина, которая позволяет повысить производительность труда операторов и улучшить комфорт работы.
Также доступны модели с горизонтальным типом разгрузки материала из кузова 730 Ej и 740 Ej (Ejector). Данные машины применяются в местах с ограничением подъема кузова, с необходимостью разгрузки на склонах и слабонесущих грунтах. Тип кузова с эжектором (Ejector) позволяет обеспечить разгрузку самосвала в движении для равномерного распределения материала и снижения времени цикла.

Как рассказала представитель по продажам техники для карьерных строительных материалов ООО «Катерпиллар Евразия» Вера Смелова, шарнирно-сочлененные самосвалы Caterpillar выделяет ряд технологических решений, которые обеспечивают безопасность и производительность. Так, система Cat® Detect с функцией ассистента предотвращает опрокидывание кузова и кабины, а также передает информацию об опрокидывании через VisionLink™.

«Данная система предупреждает оператора о приближении самосвала к опасным, близким к опрокидыванию углам во время движения или подъема кузова», – поясняет она.

Автоматический тормоз-замед­литель позволяет обеспечивать оптимальную скорость и передачу КПП на уклонах. Автоматическое управление замедлителем увеличивает срок службы узлов и агрегатов силовой передачи и снижает риск перегрева тормозов.

Автоматический контроль тяги за счет специальных датчиков отслеживает пробуксовку колес и включает блокировку. Контроль основывается на показателях уклона, ускорения, степени загрузки и крутящем моменте двигателя. Блокировка межосевого и межколесных дифференциалов обеспечивается за счет многодис­ковой муфты, которая блокирует дифференциал пропорционально от 0 до 100%.

Система измерения производительности Cat® Production Measurement (CPM) анализирует полезную загрузку в режиме реального времени, помогая операторам оптимизировать транспортировку материала и увеличить производительность. Информация с CPM доступна в онлайн отчетах VisionLink Payload Reporting, что позволяет автоматически отслеживать и контролировать основные показатели.

«ТОНАР»

Компания представила свой первый шарнирно-сочлененный самосвал лишь в этом году под маркой Т-35. Впрочем, на тот момент у предприятия уже был достаточный опыт в производстве самосвальной техники. Фактически это первый подобный продукт отечественной марки. Впрочем, это семейство будет разрастаться: до конца года «ТОНАР» планирует наладить выпуск более тяжелого Т-45. Соответственно, если грузоподъемность нынешней модели составляет 35 тонн, то будущей – 45 тонн. Схожими у них будут передняя и задняя рамы, механизм сочленения, коробка передач, раздаточная коробка, подвески и мосты. Основные отличия – в колесах и кузовах: у Т-45 будут более широкие и грузоподъемные шины и более вместительная самосвальная платформа за счет увеличенной высоты бортов. Компания также предлагает унифицировать по мостам свои шарнирно-сочлененные самосвалы с другими самосвалами и седельными тягачами.

В нынешней модели предусмотрено несколько вариантов двигателей. На первые образцы установлен рядный 6-цилиндровый дизель Cummins QSZ13 рабочим объемом 13 литров, развивающий на максимуме 410 лошадиных сил. Он должен гарантированно отрабатывать 18–20 тысяч моточасов.

Второй вариант – отечественный 15-литровый двигатель ЯМЗ-6585. Это современная версия известного V-образного 8-цилиндрового ЯМЗ-238. Сейчас он специально дорабатывается под самосвалы «ТОНАР».

«Конечно, у ЯМЗ не столь высокий ресурс, но он нам нужен для комплектации самосвалов, поставляемых по контрактам с госзаказчиками, у которых есть определенные требования по уровню локализации закупаемой техники», – поясняет технический директор «ТОНАР» Юрий Вайнштейн.

В обоих случаях с двигателем агрегатируется автоматическая гидромеханическая коробка передач Allison 4500.

«Никакой другой вместо нее не поставишь, потому что ни у нас в стране, ни за рубежом серийно выпускаемых гидромеханических коробок иных марок с подобными техническими и эксплуатационными характеристиками попросту нет», – добавил Вайнштейн.

Новости

ТМЗ завершил испытания 25-тонной тяговой лебёдки модели 530

Конструкторы Тутаевского моторного завода (ПАО «ТМЗ») разработали ТУ на новую модель лебёдки, согласовали с потребителем габаритный чертёж и разработали собственную программу ресурсных испытаний лебёдки.

Читайте также: