Новая модель электробусов. Комфортность поездок

0
35

Маршрутная сеть большинства российских городов в ближайшие годы может сильно измениться. Борьба за экологию заставляет власти отказываться от автобусов, работающих на бензине и дизеле. На их место придут электробусы и газомоторная техника.

Электробусы начинают вытеснять дизельные автобусы из российских городов. Такой тренд наблюдается по всему миру. Например, в Москве с 2021 года прекратятся закупки дизельных моделей для городских маршрутов, Мадрид и Мехико полностью уберут такие автобусы со своих улиц к 2025 году, а парижский парк к той же дате будет состоять из электробусов на 80%. Предполагается, что новая модель даст возможность снизить эксплуатационные расходы, упростить техобслуживание, сократить выбросы и шумы. Комфортность поездок для пассажиров возрастет и благодаря новым сервисам, например, USB-зарядкам.

Электробусы имеют преимущество и перед троллейбусами. Эксплуатация первых дешевле на 10%, маневренность выше. Кроме того, они не требуют проводов, что улучшает эстетический вид городских улиц.

Тестовый пробег по улицам российских городов уже совершили несколько моделей: «Камаз-6282» и «ЛиАЗ-6274»  (Россия), «БКМ E433 Vitovt Max Electro» и «Белкоммунмаш 43303А» (Белоруссия), Yutong (Китай), Linkker 13 (Финляндия). Электробусы оценивались по таким критериям, как минимальный пробег без зарядки, минимальное время оперирования в сутки, продолжительность зарядки до 100%, наличие включенной  услуги обслуживания и ремонта на 15 лет.

Так, у «ЛиАЗа» суточный пробег с двумя подзарядками составил 220 км, с одной подзарядкой — 100 км (часть энергии тратилась на отопление либо кондиционер в зависимости от времени года), зарядка батарей ночью занимала 2-3 часа, быстрая зарядка днем – от 20 минут до 1 часа.

У «Камаза-6282» максимальный запас хода – 70 км, подзарядка может производиться на конечных станциях и занимает 6-20 минут. Имеется станция ультрабыстрой зарядки, она может работать от сети постоянного либо переменного тока. Кроме того, отказавшись от шахты моторного отсека, инженеры смогли увеличить количество посадочных мест в этом электробусе.

Известно также, что компания MAN рассчитывает наладить серийное производство электробусов с 2019 года.

В целом цена нового транспорта, как предполагается, будет колебаться около 15 млн рублей за штуку – это близко к стоимости нового трамвая.

Эксперты выделяют перспективы и ограничения, с которыми столкнется продвижение электротранспорта. Его тяжело будет использовать в грузовых перевозках, потому что при отсутствии стандартных маршрутов трудно создать правильную сеть зарядок. Существует точка зрения, что такая машины на электричестве первоначально должны использоваться в качестве легкового служебного транспорта, и только после этого внедряться на коммерческие маршруты.

В ближайшее время продажи электробусов будут зависеть в основном от финансирования из бюджетов разного уровня. Работа с частными заказчиками – вопрос более отдаленной перспективы. Определенное время спросом будут пользоваться гибридные машины, способные работать как на электричестве, так и на традиционном топливе. В свою очередь производители будут работать над уменьшением размера батареи и снижением ее стоимости, развитием сети заправочных станций и сокращением времени подзарядки.  Впрочем, развитие зарядной инфраструктуры для электробусов может происходить за счет уже существующих тяговых станций ныне используемых  для организации троллейбусного и трамвайного движения. В свою очередь с развитием электробусного движения с улиц городов будут вытесняться троллейбусы.

Развитие электробусов поднимает вопрос о перспективах газомоторных автобусов, над продвижением которых российское правительство работало последние три года. Однако в проекте новой стратегии автомобильной промышленности газомоторные технологии не названы в числе перспективных. Это вызывает вопросы у производителей, уже вложивших средства в это направление. Как вариант, они предлагают разделить регионы на те, где приоритетом станут электробусы (к примеру, Москва и Сочи) и те, где основным направлением останется внедрение ГМТ-техники.

Специалисты напоминают, что электротранспорт по-прежнему в 3 раза дороже газового. К тому же, для первого необходимо с нуля создавать инфраструктуру зарядок, а заправки для второго  есть в большинстве регионов.

Мировой опыт также связывает отказ от бензиновых и дизельных автомобилей именно с газовым транспортом. Так, за последние шесть лет парк таких автомобилей на планете возрос в 19 раз.  Ожидается, что к 2024 году в мире будет действовать 30 млн газомоторных автомобилей.

Поэтому эксперты прогнозируют, что именно автобусы, работающие на газе, станут основным направлением развития для большинства населенных пунктов РФ. Позволить себе электробусы смогут только крупные города.