Рынок газомоторного топлива давит «на газ»

текст: Кристина Симонова, фото: www.uralaz.ru,gazprom.ru

0
444

Вопросы увеличения производства автомобильной техники, работающей на природном газе (метане), а также расширения газозаправочной инфраструктуры в России обсуждаются на правительственном уровне. Эти шаги, а также дорожающая нефть, должны значительно повысить спрос на газомоторное топливо.

Правительство Российской Федерации рассматривает проект концепции подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», рассчитанной на период 2019–2024 годов, и проект плана мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива.

В соответствии с проектом концепции подпрограммы планируется выделять субсидии не только производителям газомоторной техники в целях компенсации выпадающих доходов при предоставлении скидки покупателям на технику в газовом исполнении, но и компаниям, реализующим проекты по строительству объектов газозаправочной инфраструктуры.

Так, при поддержке Минэнерго России для транспортных средств на природном газе планируется в ближайшие пять-семь лет создать удобную и разветвленную сеть: развитую заправочную инфраструктуру в масштабах страны. Как результат, предприятия и перевозчики смогут планировать приобретение коммерческого транспорта на компримированном природном газе, осуществлять переоборудование техники в сертифицированных центрах уже в 2019 году для снижения своих издержек и повышения рентабельности своих инвестиций.

Природный газ – альтернатива дорожающей нефти

На сегодняшний день природный газ (метан) является наиболее экономичным, экологичным и безопасным моторным топливом. Фактически это готовое автомобильное топливо, поэтому он гораздо дешевле бензина и дизельного топлива. При этом двигатель транспортного средства, работающего на природном газе, соответствует стандартам «Евро-5» и «Евро-6». Согласно классификации МЧС России, природный газ относится к самому безопасному классу горючих веществ.

Природный газ перед заправкой техники сжимается в компрессоре, поэтому он называется компримированным природным газом (КПГ). При охлаждении природного газа до температуры конденсации (–161,5°С) он переходит в жидкое состояние, при этом объем газа уменьшается в 600 раз. Такая разновидность газомоторного топлива называется сжиженный природный газ (СПГ).

Благодаря своим свойствам, природный газ может использоваться во всех сегментах транспорта. КПГ эффективен на транспорте, который эксплуатируется в городских локациях. Это пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт, коммунальная техника. Планируется, что целевыми сегментами потребления СПГ станут магистральный автомобильный, ж/д, водный транспорт, карьерная и с/х техника. Таким образом, рынки КПГ и СПГ в качестве моторного топлива дополняют друг друга и развиваются параллельно.

Государство простимулирует всеобщую газификацию

Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса разработало программу развития рынка газомоторного топлива. В частности, согласно новым мерам поддержки, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25% до 40% расходов на эти цели. В результате реализации программы Минэнерго ждет роста рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд куб. м в год, к 2024 году. К этому же сроку предусмотрено строительство новых 1,4 тыс. газовых заправок, а рост официального автопарка, который сможет использовать газ, достигнет 700 тысяч единиц техники.

Дело техники

Российские автопроизводители выпускают более 150 моделей техники и модификаций техники, работающей на КПГ. За последние четыре года продано более 14 тыс. единиц техники на КПГ. Со стороны правительства Российской Федерации на закупку газомоторной техники направлено 14,7 млрд руб., это позволило профинансировать закупку 8 811 единиц такой техники. «Газпром» в рамках обновления собственного автопарка закупил 5 586 единиц.

Первые образцы грузовой и пассажирской техники, использующей в качестве топлива СПГ, уже изготовили КамАЗ, группа ГАЗ и группа компаний «РариТЭК».

На данный момент доля переоборудованного транспорта для работы на природном газе превышает объемы производства газомоторной техники в заводском исполнении. Например, в 2017 году в России реализовано 4 406 единиц газомоторной техники в заводском исполнении, еще порядка 5 500 единиц переоборудовано для работы на природном газе. При этом социологические исследования показывают, что потребители с большим желанием приобретут заводской автотранспорт на метане.

Отсутствие достаточного количества техники, работающей на природном газе – ключевая причина низкой загрузки газозаправочной инфраструктуры в России (составляет 27% в среднем по стране). Для стимулирования потребителей к переходу на природный газ компания «Газпром газомоторное топливо» реализует собственные маркетинговые программы. В период с 2014 по 2017 год газобаллонное оборудование установлено на 5 075 единицах техники. Однако для возникновения самоподдерживающего эффекта на рынке газомоторного топлива ежегодный прирост парка заводской техники на природном газе должен составлять не менее 25–30 тыс. транспортных средств в течение ближайших пяти лет.

Раскинуть сети

Заправку транспорта природным газом на территории Российской Федерации обеспечивают 375 объектов, из которых 286 принадлежат «Газпрому». Общая производственная мощность газозаправочной инфраструктуры компании составляет более 2 млрд куб. м природного газа в год.

За последние четыре года единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива от ПАО «Газпром» компанией «Газпром газомоторное топливо» построены 74 газозаправочных объекта, эксплуатируются 30 передвижных автогазозаправщиков, а также прорабатывается проект установки блоков КПГ на АЗС.

Работа по расширению сети АГНКС «Газпром» ведется в 15 приоритетных регионах России. В дальнейшем региональные рынки планируется объединить газомоторными коридорами с использованием газозаправочной инфраструктуры для реализации сжиженного и компримированного природного газа. Она будет сосредоточена на ключевых федеральных трассах большой протяженности и с высоким транспортным потоком. Это М10 «Россия» и М11 Москва–Санкт-Петербург, М4 «Дон», М1 «Беларусь», а также на российском участке международного транспортного маршрута Европа–Китай.

Юг России – лидер по потреблению газового топлива

На сегодня крупнейшим потребителем природного газа в качестве моторного топлива является юг России: Краснодарский, Ставропольский край, Ростовская область. Лидером по темпам развития рынка газомоторного топлива является Республика Татарстан, где объем реализации природного газа для транспорта вырос с 2012 года в семь раз.

В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации №767-р от 13 мая 2013 года активно развивается парк муниципальной техники, работающей на компримированном природном газе. В соответствии с документом целевой параметр перевода пассажирского транспорта и дорожно-коммунальной техники на метан в городах с населением свыше 1 млн человек – до 50%, от 300 тыс. человек – до 30%, в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тысяч человек – до 10%.

Топ-10 регионов-потребителей природного газа в качестве моторного топлива:

  1. Краснодарский край
  2. Ставропольский край
  3. Ростовская область
  4. Свердловская область
  5. Республика Татарстан
  6. Республика Башкортостан
  7. Волгоградская область
  8. Пермский край
  9. Кемеровская область
  10. Челябинская область

Владельцы коммерческого транспорта (ритейлеры, грузоперевозчики, таксопарки) также по достоинству оценили экономическое преимущество природного газа.

На сегодняшний день газомоторное топливо признано глобальной альтернативой традиционному топливу. На данный момент лидером по числу машин на природном газе является КНР, где их почти 5,5 млн единиц. Однако их доля в парке совсем невелика – 2,5%. Гораздо более активно газ используют Иран, Пакистан, Аргентина и Перу, в которых доля автомобилей, использующих метан, около 25%.

По данным аналитического агентства NGV Global, в настоящее время в мире насчитывается более 23 млн транспортных средств на природном газе. Прогнозируется, что к 2024 году их количество превысит 30 млн единиц. Ожидается, что мировое потребление СПГ вырастет в десятки раз к 2030 году. Этому будут способствовать уже утвержденные международные стратегии снижения выбросов парниковых газов, а также требования к снижению выбросов серы и азота на водном транспорте, развитие трансконтинентальных СПГ-коридоров, в том числе строительство трансъ­европейской газозаправочной сети СПГ.