Вторник, 19 марта, 2024

ЗиС-5В – 75 лет легенде отечественного автопрома

текст: Александра Антонова, фото: uralaz.ru

8 июля 1944 года с конвейера автомобильного завода «Урал» сошел первый уральский автомобиль ЗиС-5В. За 75 лет работы завод выпустил на дороги России и всего мира свыше 1,4 млн грузовиков – огромное «семейство» мощных, выносливых и надежных машин. Автозавод «Урал» сегодня – один из лидеров российского рынка полноприводных грузовых автомобилей.

В рекордные сроки

История автомобильного завода «УРАЛ» началась 30 ноября 1941 года – в этот день Государственный комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗиС). В рекордные сроки было вывезено 12 800 единиц оборудования, размещенного на 7 708 вагонах и платформах. Оборудование прибывало обледеневшее, занесенное снегом, – разгружая станки, материалы, детали, люди работали самоотверженно. Снятые с железнодорожных платформ станки ставились на железные листы, катки и волокуши и вручную доставлялись к местам установки. В цехах в срочном порядке устанавливалось новое оборудование, которое ждало запуска и наладки.

Работали круглые сутки, ночью – при свете карбидных ламп. Производственные корпуса возводились в рекордно короткие сроки. Уже в марте 1942 года начал работать первый цех нового завода, а в апреле 1942 года были собраны первые двигатели и коробки передач. Страна остро нуждалась в автомобилях, и по решению Государственного комитета обороны 14 февраля 1943 года завод был преобразован в автомобильный.

Для военных и мирных нужд

Первый уральский автомобиль ЗиС-5В сошел с конвейера эвакуированного из Москвы завода 8 июля 1944 года. «Первенец» с номером 0001 вывел из проходной водитель Дмитрий Фролович Колесов. ЗиС-5В изготавливался по документации Московского ЗиСа. Двухосная бортовая машина грузоподъемностью 3 тонны имела упрощенную конструкцию: кабину с деревянным каркасом, обшитую рейкой-вагонкой, деревянные подножки и брызговики, гнутые крылья, платформу только с задним откидным бортом. Автомобиль комплектовался двигателем ЗиС-5М повышенной мощностью до 76 л. с. и развивал максимальную скорость до 60 км/час.

20 июля 1944 года первая партия автомобилей нового автозавода была отправлена на фронт, а уже 30 сентября 44-го с конвейера сошел тысячный автомобиль. ЗиС-5В перевозили людей и боеприпасы, доставляли почту и продовольствие. При необходимости автомобили использовали как тягач для артиллерийских орудий массой до 2,5 тонн. За годы войны уральские автомобилестроители отправили на фронт несколько тысяч грузовиков, солдаты и водители прозвали надежный и выносливый грузовик «Захаром». На шасси ЗиС-5В делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили.

В послевоенные годы уральский автозавод освоил массовый выпуск автомобилей, необходимых народному хозяйству страны. Легендарная военная «трехтонка» ЗиС-5В стала прародителем целого модельного ряда уральских машин. В их числе покоритель целины «Эмка» – ЗиС-355М, автомобили повышенной проходимости «Урал-375». Далее последовала дизелизация миасских вездеходов – создание «Урала-4320» и целого семейства на его базе. Было налажено производство автомобилей для сельского хозяйства, для нефтегазового комплекса, выпуск бескапотных грузовиков, производство полноприводных автомобилей повышенной грузоподъемности «Урал-6370». Каждый из этих автомобилей стал важнейшей вехой в истории создания современной техники марки «Урал». В общей же сложности за 75-летний путь автозавод выпустил на дороги страны более 1,4 млн автомобилей.

В ногу со временем

Диверсификация продуктовой линейки, постоянное обновление модельного ряда с учетом требований рынка грузовой техники и мнения потребителей – сегодня это основополагающие принципы работы автозавода «Урал». В 2015 году автозавод успешно вывел на рынок новый полноприводный автомобиль «Урал NEXT» – машину, сочетающую легендарную проходимость миасского внедорожника и современный уровень комфорта, надежности и безопасности.

Среди других новинок, недавно представленных автозаводом «Урал», новая экспортная модель – бортовой автомобиль «Урал NEXT» с колесной формулой 6х6 с правым рулем; модели грузовиков для строительной отрасли – самосвал «Урал-6370» с двигателем на метане, спецшасси с колесной формулой 8х8 повышенной грузоподъемности до 30 тонн, седельный тягач NEXT со спальным местом, грузопассажирский бригадный «Урал NEXT» с двухрядной кабиной.

В 2018 году автомобильный завод «Урал» объявил о старте серийного производства и начале продаж автомобилей дорожного семейства. Автомобили «Урал NEXT 6х4» могут использоваться на дорогах общего пользования и технологических дорогах. Дорожное семейство включает самосвалы грузоподъемностью до 15,6 тонн для перевозки насыпных и навалочных грузов, седельные тягачи с полной массой автопоезда до 62 тонн и шасси под установку спецтехники. На шасси «Урала NEXT 6х4» планируется выпускать большое количество вариантов спецтехники, включая автокраны, автофургоны, мусоровозы, автоцистерны, топливозаправщики, комбинированные дорожные машины и др.

Предприятие ведет активную работу по созданию автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива. Так, автозавод серийно выпускает автомобили «Урал CNG» – в качестве моторного топлива в них используется компримированный природный газ метан. Большую надежность, грузоподъемность, удобство в эксплуатации автомобилям «Урал» обеспечивает глубокая модернизация узлов, агрегатов.

Сегодня автозавод «Урал» выпускает около 900 различных опций и комплектаций автомобилей под потребности заказчиков. Продукция завода служит надежным помощником энергетиков и нефтяников, железнодорожников, лесозаготовителей, автоперевозчиков и строителей. Благодаря высокой проходимости, эксплуатационной надежности и многофункциональности «Уралы» успешно работают в самых сложных условиях: тушат лесные пожары, помогают спасать людей, строить и развивать инфраструктуру отдаленных регионов. Сервисно-сбытовая сеть автозавода «Урал» включает более 100 сертифицированных сервисных центров, и это количество постоянно увеличивается.

Новости

Беспилотные грузовики смогут ездить по трассе М-11 «Нева» бесплатно

В ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» уверены, что бесплатный проезд беспилотников из Москвы до Санкт-Петербурга до конца 2024 года позволит увеличить объемы грузов и будет способствовать расширению списка участников эксперимента.

Читайте также: