Грузовики не спешат давить на газ

текст: Кристина Симонова, фото: gazprom.ru

0
96

В России обсуждается возможность бесплатного проезда газомоторных грузовиков по федеральным трассам. Эта мера призвана не только снизить экологическое воздействие на окружающую среду, но и помочь росту парка газомоторной техники. Один из «тормозов» развития инициативы – недостаточное число газовых заправок.

Идею бесплатного проезда газомоторных грузовиков по федеральным трассам России поддерживают сразу несколько игроков. В октябре Российское газовое общество направило в правительство законопроект, предполагающий, в частности, право бесплатного проезда по федеральным трассам для тяжелых газомоторных грузовиков. Двумя месяцами ранее российский офис Scania обращался в «Газпром», сообщая, что поддержка грузовиков на ГМТ очень эффективна: 400 грузовиков Scania, которые числились в парке на июль, потребляют около 30 млн кубометров газа в год – это почти 5% от общего потребление газа на транспорте РФ в 2018 году. По действующему тарифу «Платона» с каждого грузовика взимается около 150 тыс. руб. в год, так что льгота на проезд существенно повысит привлекательность ГМТ-техники.

Инициативу также поддержала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). В письме к вице-премьеру Дмитрию Козаку она высказала просьбу обнулить плату для газомоторных грузовиков свыше 12 тонн в рамках системы «Платон». По данным АЕБ решение по льготе не принимается из-за отсутствия источника компенсации выпадающих доходов для оператора «Платона» – эти потери оцениваются всего в 300 млн руб. ежегодно, что не превышает размера ежегодного кассового неисполнения бюджета Федерального дорожного фонда. Эксперты отрасли отмечают, что ГМТ способствует снижению углеродного следа, поэтому идея отменить или диверсифицировать плату за проезд в зависимости от экологического класса или уровня выбросов окажет позитивное влияние на спрос на технику на альтернативных видах топлива.

Российские профильные ведомства смотрят на идею по-разному. В Минпромторге поддерживают создание преференций для экологически чистого транспорта. Курирующий же вопросы взимания платы в системе «Платон» идею не поддерживает. Как отмечают эксперты автомобильного рынка, отмена платного проезда газомоторных грузовиков по федеральным трассам не существенно отразится на спросе на этот вид техники. Причина – техника на газе значительно дороже грузовиков, работающих на дизтопливе. Другой существенный фактор, сдерживающий рост покупок газовых грузовиков, – недостаточное число газовых заправок. Количество соответствующих АЗС на всю страну не превышает нескольких сотен, и осуществлять грузоперевозки за пределами Московского региона или вне пределов городской черты достаточно сложно.