Вторник, 18 мая, 2021

Итоги продаж грузовых автомобилей в 2020 году

текст и фото: пресс-служба SRG

Аналитика

По итогам января – сентября 2020 года в плюсе по объемам продаж на российском рынке оказались лишь считаные марки. Среди них – КамАЗ (+0,6%), «Урал» (+25,5%), а также замыкающие топ-10 китайская Shacman (26,9%) и японская Isuzu (+3,4%). Остальные продемонстрировали снижение в диапазоне 13–27%. Тем не менее в целом по рынку падение оказалось не таким существенным, как ожидалось в апреле-мае, а отечественным моделям даже удалось нарастить свою долю.

Российскому автомобилестроению приходится пробиваться по экономическому бездорожью. Существенную роль при этом играют негативные макроэкономические тенденции – замедление экономического роста, снижение цен на нефть, девальвация рубля и, как следствие, падение потребительской активности. Сегмент грузовых автомобилей более чувствителен к таким изменениям по сравнению с сегментом легковых, отмечают аналитики консалтинговой компании EY. Снижение активности в секторах розничной торговли и строительства привело к сокращению продаж грузовых автомобилей в России в прошлом году на 2%.

Негативное влияние оказало и завершение в 2018 году цикла обновления парка, а также снижение объемов государственной поддержки покупателей и рост цен на автомобили выше уровня инфляции (в среднем на 9%) из-за девальвации рубля и роста НДС до 20%. Более существенного падения удалось избежать благодаря дополнительным закупкам техники в преддверии увеличения ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года. Понятно, что коронавирусный кризис только усилил обозначенную негативную тенденцию. За 9 месяцев 2020 года рынок новых грузовых автомобилей сократился не так сильно, как легковых и легких коммерческих (падение продаж на рынке грузовиков составило 7,3%, легковых – 9,6%, легких коммерческих – 9,1%). Тем не менее проданные 51 тыс. автомобилей – это гораздо меньше, чем ожидали производители. По данным RAMR, емкость рынка новых грузовых автомобилей составила 322 млрд руб., что на 4,1% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. В январе – сентябре также снизились не только продажи подержанных грузовиков, но и средневзвешенные цены на них (-0,2%).

Среди региональных рынков лидером по финансовым результатам стала Московская область. В регионе по итогам 9 месяцев 2020 года было продано новой грузовой техники на 27,7 млрд руб. Емкость рынков Москвы и Республики Татарстан, которые также вошли в тройку лидеров, составила 25,1 и 23,7 млрд руб. соответственно. В сложившихся условиях можно считать положительным показателем, что в половине регионов из топ-10 отмечена положительная динамика финансовой емкости. Впервые с начала года объем продаж вырос в сентябре. При этом резким взлетом отметились КамАЗ и Scania: на 44% у российского бренда и на 90% у шведского по сравнению с сентябрьскими показателями прошлого года. В тройку лидеров вошел ГАЗ, но с минусовым показателем – потери в сентябрьских продажах составили 16%.

В области производства грузовых автомобилей российские бренды тоже в лидерах – сентябрьский прирост составил 17%, а производство иностранной техники за этот период ощутимо (на 22%) снизилось. В целом же производство грузовиков в сентябре выросло на 8% и составило 6,6 тыс. ед. Такие данные приводят эксперты RAMR.

В то же время, как отмечают в EY, российский рынок сохраняет долгосрочный потенциал роста, обусловленный более низкой плотностью автомобильного парка по сравнению с западными странами и его значительным возрастом. В перспективе ключевыми драйверами восстановления рынка, по мнению экспертов агентства, будут являться необходимость замены устаревшей техники и рост объемов автомобильных перевозок в связи с развитием розничной торговли, особенно через онлайн-ресурсы.

В числе предпосылок долгосрочного развития рынка эксперты также выделяют богатую топливную базу и растущую протяженность дорог. Среди рисков – санкции, которые замедляют рост экономики, высокая стоимость кредитов, невысокий ВВП на душу населения, зависимость от цен на нефть и административные барьеры, которые препятствуют развитию отношений с поставщиками.

Традиционно в течение многих лет лидером российского рынка новых грузовых автомобилей является КамАЗ, второе место занимает тоже российский бренд – ГАЗ. Неудивительно, что и в рейтинге по пулярности марок грузового транспорта у российского потребителя КамАЗ представлен сразу тремя моделями – КамАЗ 5490, КамАЗ 43118 и КамАЗ 65115, а следом идут Gazon Next и Scania R.Итоги продаж грузовых автомобилей в 2020 году

В EY напомнили, что в период восстановления рынка в 2017–2018 гг. в связи с увеличением экономической активности и более благоприятными макроэкономическими условиями потребительский спрос сместился в пользу дорогостоящих европейских брендов. Однако экономический спад влияет на потребительские предпочтения, создавая условия для дальнейшего роста рыночной доли отечественных производителей. К данному моменту доля КамАЗ на российском рынке грузовых автомобилей вплотную приближается к 50%. В прошлом году предприятие реализовало на внутреннем рынке 30,5 тыс. машин. Объем продаж грузовиков этой марки по итогам трех кварталов 2020 года составил более 19 тыс. ед. Следом за ним с большим отрывом идут ГАЗ – 5 тыс. ед. и Volvo – 3 тыс. ед.

По данным RAMR, в отчетном периоде лучший финансовый результат также ожидаемо принадлежал бренду «КамАЗ». Продажи новых грузовиков этой марки в денежном выражении составили 107,9 млрд руб. Далее следует Volvo – 34,5 млрд руб. В первую тройку вошла и Scania с финансовым результатом 34,5 млрд руб. Три бренда из первой десятки (КамАЗ, «Урал» и Isuzu) сохранили положительную динамику финансовой емкости не только из-за роста средневзвешенной цены, но и за счет увеличения продаж на 0,8, 25,7 и 1,8% соответственно.

Высокий спрос на автомобили российских брендов объясняется их доступной ценой, более низкой стоимостью владения и широким модельным рядом, предлагаемым российскими производителями КамАЗ, ГАЗ и «Урал», поясняет Т. Арабаджи. Они выпускают все наиболее популярные типы грузовых автомобилей – самосвалы, тягачи, фургоны. Продают российские автозаводы и широкую гамму специальной грузовой техники.

Одним из самых распространенных способов финансирования приобретения грузовой техники сегодня является лизинг. Популярность российских марок (а также автомобилей, собираемых на территории РФ) связана в том числе и с господдержкой лизингополучателей: при финансовой аренде им компенсируется до 12,5% (но не более 625 тыс. руб.) стоимости предмета лизинга. Причем в перечне субсидируемой грузовой техники (грузоподъемность свыше 3,5 т) иностранных марок нет – только отечественные. Между тем, по данным «Газпромбанк Автолизинга», с применением средств господдержки за 10 месяцев 2020 года российские предприятия приобрели 61% от всех реализованных машин.

Согласно стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, уровень локализации в сегменте грузового автомобилестроения должен составлять порядка 70–85%. Это достаточно высокий показатель в сравнении с сегментом легковых автомобилей, где он 30–60%.

Дальнейшая локализация очень важна для автопроизводителей, ведь импортные комплектующие, сырье, материалы используют и российские автопроизводители. Так, после введения санкций против группы «ГАЗ» производитель испытывал трудности с иностранными поставщиками.

В целом грузовое автомобилестроение – это удачный сектор для оценки результатов по импортозамещению и локализации производства. Сложившаяся экономическая ситуация подталкивает потребителя поддерживать бюджетного отечественного производителя, а государственная поддержка только усиливает это стремление.Итоги продаж грузовых автомобилей в 2020 году

spot_img
spot_img

Новости

КЗМС отгрузил партию дорожной сетки в Иркутскую область

Красноярский завод металлических сеток осуществил отгрузку крупной партии металлической рулонной дорожной сетки в Иркутскую область.
spot_img

Читайте также:

spot_img