Вторник, 23 апреля, 2024

Российский автопром: главная задача сегодня – замещение импортных комплектующих

Под ударом западных и европейских санкций оказались абсолютно все производители грузовой техники и коммерческого транспорта России и Белоруссии. О приостановке работы в России заявило большинство западных брендов, а японские и корейские пока заняли выжидательную позицию.

 «Группа ГАЗ» находится под санкциями со стороны США еще с 6 апреля 2018 года, и режим давления в 2022 году только усилился. В конце апреля все контрагенты и поставщики компонентов для коммерческого автотранспорта завершили сделки с «Группой ГАЗ». Ранее, осенью 2020 года, шведская Quintus Technologies AB отказалась поставлять запчасти для пресса, штампующего кузовные детали для опытных, мелкосерийных и специальных автомобилей на шасси «ГАЗель NEXT».Главная задача сегодня – замещение импортных комплектующих, которые присутствуют в конструкции нескольких моделей Горьковского автозавода. Здесь большая надежда на китайских и турецких производителей, а также поставки через третьи страны. Есть и проблемы, которые просто так не обойти. Например, еще в сентябре 2021 года из-за дефицита микрочипов «Группа ГАЗ» стала выпускать некомплектные автомобили. Их доукомплектовывали уже за пределами сборочного конвейера. Актуальным остается замена или полная локализация сборки американских дизельных двигателей Cummins, которыми широко комплектуются «ГАЗели». Пока же вся надежда на поставщиков лицензионных агрегатов из Китая.

Простаивает сборочный завод Sollers-Ford в Елабуге, где выпускали популярные малотоннажники Ford Transit. Расположенное в Калуге «ПСМА Рус», где собирают микроавтобусы и фургоны под марками Peugeot, Citroen и Opel, вынуждено перевести сотрудников на режим с сохранением 2/3 от зарплаты из-за дефицита контейнеров и невозможности доставить на завод нужное количество европейских комплектующих.

Грузовой автомобиль УРАЛ

В конце февраля приостановил работу завод Volvo Trucks в Калуге. Бренд Scania прекратил импорт как готовых грузовиков, так и оригинальных комплектующих. Закрыто сборочное производство компании в промзоне Шушары под Санкт-Петербургом. MAN Truck & Bus пошел еще дальше и заморозил даже поставки немецких грузовиков с пробегом. «До дальнейшего уведомления» на паузу встал и российский бизнес концерна Daimler Trucks, хотя сервисное обслуживание коммерческих автомобилей Mercedes-Benz и Fuso пока выполняется.

На территории России для заказа по-прежнему доступны легкие грузовики Isuzu Elf, средние Forward и тяжелые Giga, а также пикапы D-Max и новейшие внедорожники MU-X. В настоящее время АО «Исузу Рус» адаптирует бизнес к изменившимся условиям и сохраняет техническую поддержку клиентов.

Российские автопроизводители не паникуют и уже приступили к поиску альтернативных поставщиков комплектующих. Например, КАМАЗ сразу начал корректировать модельный ряд, переходя на выпуск моделей с отечественными узлами и агрегатами. Они займут место двигателей Mercedes-Benz, коробок передач ZF Traxon, гипоидных мостов Daimler HL6 и т.д.

По словам первого заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» Юрия Герасимова, темп сборки магистральных тягачей поколения К5 временно снизится в пользу машин поколения К3. Он, в частности, сказал: «В целом перспективы поставок комплектующих с учетом планов по локализации довольно стабильны. По линейке К4 текущий год должен стать последним согласно стратегии развития компании».

Грузовики нового поколения состоят из 100 000 деталей, в то время как устаревшее поколение К3 – в среднем из 40 000. В целях удовлетворения клиентского спроса с апреля КАМАЗ намерен увеличить сборку глубоко локализованных грузовиков К3 с двигателями экологического класса Евро-2. Законодательно выполнить это для массовых поставок невозможно, но наверняка будут приняты соответствующие поправки – Госдума над этим работает. Сам же завод такую технику пока производит для поставок в страны Африки, Латинской Америки и для Вооруженных Сил. Например, в 2021 году из общего количества изготовленных КАМАЗов (44 136 ед.) до 1 500 ед. составили машины Евро-2.

Сложности могут возникнуть с производством новой модели КАМАЗ-43089-002-F5 «Компас», чьи продажи стартовали 10 февраля. С донорской кабиной китайской фирмы JAC проблем нет, а вот с агрегатами силовой линии – есть. Речь о 166-сильном турбодизельном двигателе Cummins ISF3.8S5168 (или Cummins ISF3.8S5154 мощностью 154 л. с.) и 6-ступенчатой механической коробке передач ZF.

Карьерный самосвал КАМАЗ

Цена завода была установлена на уровне 5,65 млн руб. И если до недавних пор перспектива модели казалась безоблачной, то сейчас все с точностью до наоборот. Поисковый запрос на сайте производителя выдает ошибку 404 (страница не найдена). Тем не менее известно, что КАМАЗ запустил программу локализации среднетоннажных «Компасов». В частности, приоритет может быть отдан коробкам передач JAC LC6T540B. С ней отпускная цена завода стартовала с отметки в 4,2 млн рублей.

КАМАЗ оперативно сформировал заказ поставок вплоть до июня. Одновременно прорабатываются аспекты поставок и локализации комплектующих для каждого модельного ряда. С началом выпуска измененной продуктовой линейки Камского автозавода со второй половины марта темп сборки составил 180 грузовиков в сутки.

Автомобильный завод «Урал» в начале этого года объявил о намерении отказаться от закупки китайских мостов HanDe и освоить производство собственных ведущих мостов и передних осей. Планируется производство 13 модификаций автомобильных мостов и 20 моделей для дорожно-строительной техники. Заодно в 2023 году будет пущена линия по обработке тормозных барабанов и ступиц колеса. Бюджет проекта составляет 2,9 млрд руб. К 2025 году «Урал» намерен выпускать около 18,8 тысяч ведущих мостов и осей, а также 5 000 комплектующих для спецтехники.

Санкции также затронули автомобильные заводы МАЗ и БЕЛАЗ, однако зависимость от поставок комплектующих из Европы для белорусских машиностроителей оказалась не критичной.

Минский автозавод получает китайские двигатели Weichai мощностью 190–460 л. с. от СП «МАЗ-Вейчай», открытого в индустриальном парке «Великий Камень» осенью 2019 года. Механические 6-, 9- и 12-ступенчатые коробки передач Fast Gear оттуда же, производства завода «Фаст-МАЗ».

Модели техники МАЗа

В 2021 году МАЗ поставил на экспорт порядка 12 000 грузовиков, и теперь отправки за рубеж могут заметно сократиться. А вот БЕЛАЗу катастрофа не грозит: в 2020 году он поставил зарубежным покупателям 163 карьерных самосвала на сумму свыше $144 млн. В списке заказчиков – горнодобывающие предприятия Армении, Казахстана, Узбекистана, Индии и других государств.

В сложившейся ситуации, когда российский рынок покинули DAF, Iveco, MAN, Mercedes, Renault, Scania и Volvo, грузовики МАЗ могут частично заменить грузовые иномарки европейских и азиатских брендов. Например, двухосный седельный тягач МАЗ-434085-525-013 с 270-сильным мотором Weichai и 9-ступенчатой механической коробкой передач Fast Gear в составе автопоезда легко справится с региональными грузоперевозками.

Из той же категории тягач МАЗ-5440С5-8580-031 с 330-сильным дизелем ЯМЗ-53603.1 и 9-ступенчатой «механикой» модели 9JS135TA. По сути, они легко заменят одноклассников: DAF CF, MAN TGS, IVECO Stralis AD, Volvo FM. В этом же сегменте одиночный МАЗ-4371С0-532-000 (4х2) с двигателем ЯМЗ-53423 мощностью 170 л. с. и 6-ступенчатой МКПП Fast Gear 6J70T. Он способен заменить MAN TGM, DAF LF, IVECO Eurocargo, Hino 500 и другие иномарки.

Большой перечень моделей Минского автозавода с двигателями ЯМЗ и Weichai Power до настоящего времени оснащали коробками ZF. Теперь их использование невозможно, и единственная надежда – получать готовые агрегаты или нужные компоненты к ним из Ирана, Китая и других стран, не поддержавших санкции и ведущих лицензионный выпуск КПП ZF.

Российские грузоперевозчики пока не готовы менять подвижной состав одного бренда на другой и переводить свой флот на китайские, российские и белорусские грузовики готовы далеко не все. Кто-то будет искать восстановленные детали, запчасти с грузовых разборок, альтернативные детали, а кто-то сохранит верность оригиналу, доставляемому через третьи страны.

По некоторым оценкам, в этом году продажи новых автомобилей в России могут упасть на 25% и более – как из-за роста цен, так и проблем с поставками. В сегменте LCV ожидается резкое снижение спроса на иностранные пикапы: бизнесменам возить на них особенно нечего, а для частников такой транспорт становится предметом роскоши.

Категория среднетоннажников будет испытывать дефицит шасси под монтаж кузовных надстроек российского производства. Он был и в предыдущие два года, но сейчас имеет ярко выраженную тенденцию к усилению. Уход иностранных брендов с российского рынка способны частично компенсировать отечественные производители вкупе с МАЗом. При этом из-за ситуации на границе с Польшей и странами Балтии спрос на новые магистральные тягачи для международных перевозок вообще может сойти на нет.

текст: Александр Трохачев, фото: gazgroup.ru, kamaz.ru, maz.by, uralaz.ru

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: