Пятница, 29 марта, 2024

Совместные производства грузовых автомобилей как механизм выживания

Во всем мире привлечение стратегических инвесторов для развития машиностроительных производств является распространенной практикой.

Во всем мире привлечение стратегических инвесторов для развития машиностроительных производств является распространенной практикой. У России и Белоруссии есть удачный опыт создания совместных предприятий по производству грузовой техники, но только итоги такого сотрудничества оказались совершенно разными.

В 2009 году Daimler AG и КамАЗ заключили соглашение о создании совместного предприятия. Это позволило российскому производителю грузовой техники получить доступ к самым передовым технологиям и радикально улучшить качественные характеристики своей работы – от производства до сбыта.

Новое СП помогло КАМАЗу удерживать долю на российском рынке и экспортировать свою продукцию. По итогам 1 квартала этого года заводы и подразделения КАМАЗа опережают аналогичные показатели 2021 года. Показатель за первые три месяца 2022 года составил 11,4 тыс. единиц по автозаводу при сокращении в марте на 7,5%. Завод двигателей СП «КАММИНЗ КАМА» выпустил и поставил своим потребителям 4,267 тыс. двигателей и силовых агрегатов в марте и 12,436 тыс. – за весь квартал (АППГ – 4 682 (-9%) и 10 803 (+15%) соответственно.

Минский МАЗ тоже немало приобрел от сотрудничества с германскими партнерами из MAN AG. МАЗ-МАN был создан в 1998 году компаниями MAN Nutzfahrzeuge AG, Минским автозаводом и «Лада ОМС Холдинг». В самом начале сотрудничества из Германии поступали кабины, двигатели, коробки передач, колеса, элементы подвески и тормозные системы, а в Минске производили рамы, мосты и гидроусилитель рулевого управления. Поначалу МАЗ-MAN был приоритетным проектом, и на него делали большую ставку, но спустя 5 лет после создания немецкая компания решила выйти из СП в Беларуси.

Трактор Ростсельмаш серии 2000 с двигателем номинальной мощности 380-405 л. с.

В последние годы существования МАЗ-MAN – это были уже грузовики МАЗ, но оснащенные двигателями MAN. По данным Минфина Беларуси, за 2015 год МАЗ получил общий убыток в размере около триллиона рублей, численность сотрудников сократилась более чем на 1 300 человек. В 2016 году стало известно о решении МАЗ продать третьим лицам 44,4% уставного фонда совместного ЗАО «МАЗ-МАН».

Сравнивая два опыта, очевидно, что российскому предприятию удалось достичь большего успеха. Об этом говорят показатели производства с долей на рынке Союзного государства и экспорта в дальнее зарубежье.

Правительство Белоруссии в марте этого года поставило перед МТЗ задачу форсировать производство тракторов мощностью 450–500 л. с., для которых соседний Минский моторный завод не может предложить даже опытного образца. Даже если таковой появится от китайской корпорации Weichai (благодаря СП в Белоруссии), то конкурировать придется с российскими производителями на российском рынке. Прежде всего, это «Ростсельмаш» с двигателями Cummins и Кировский завод, оснащающий свои тракторы двигателями Mercedes-Benz и Тутаевского моторного завода.

Согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», в марте 2022 г. объем российского рынка новых грузовых автомобилей составил 7,5 тыс. единиц (-8% к марту 2021 года). В пятерку лидеров вошли КАМАЗ с 3,335 тыс. проданных единиц – на 15% больше уровня прошлогоднего марта, с нынешней долей на рынке 45%. А также российские «ГАЗ» (622 шт.; – 20%) и «Урал» (609 шт.; +28%), белорусский MAZ (485 шт.; – 7%) и китайский Shacman/Shaanxi (273 шт.; рост в 6,8 раза). В целом за I квартал нынешнего года по итогам I квартала «в России было куплено 22,1 тыс. новых грузовиков – на 12% больше, чем за январь–март 2021 года», констатировали в агентстве.

Доля белорусского производителя на рынках ЕАЭС, СНГ и дальнего зарубежья могла быть выше, если бы сотрудничество с зарубежными партнерами продолжилось. Несущий кузов белорусских автобусов и в целом их современная компоновка – это внедрение решений Neoplan (бренд принадлежит NEOMAN Bus – дочерней компании MAN AG). Без доступа к этим технологиям автобусы минского предприятия остались бы на уровне своего конкурента из Лиды (Гродненская область, ТМ «Неман») с такой же перспективой. Немецкие партнеры покинули Белоруссию потому, что увидели лучшие перспективы на других рынках и посчитали неприемлемыми новые условия белорусских партнеров.

Грузовой автомобиль МАЗ

Компоновка грузовиков МАЗ немецкими и австрийскими моторами не очень помогла улучшить привлекательность даже для белорусских компаний. Среди хорошо известных водителям и автомеханикам хронических проблем продукции Минского автозавода – кабина. Ее немецкие партнеры помогли довести до высочайшего уровня на Камском автозаводе, а белорусские чиновники посчитали, что справятся сами. В итоге не справились. Водители отмечают ужасное качество покраски кабины и кузова, проблемы с коррозийной устойчивостью.

Учитывая, что мотор, трансмиссия и кабина – это 3/4 стоимости современного грузовика, производить устаревшую продукцию среднего качества хоть и дешево – это путь в никуда.

Попытка техники МАЗ конкурировать с китайцами на рынках третьих стран продемонстрировала, что и по цене, и по другим параметрам продукция завода малопривлекательна. Сбыт представлен преимущественно Россией – благодаря преференциям, предоставленным под интеграционные обещания правительством России. До повышения ввозных пошлин сходящая с конвейера продукция МАЗ не выдерживала конкуренции на белорусском рынке с пробежной европейской техникой возрастом 5–15 лет.Российский рынок грузоперевозок в условиях санкций: пока все сложно

текст: Сергей Петров, фото: cummins.com, maz.by, rostselmash.com

Новости

ТМЗ завершил испытания 25-тонной тяговой лебёдки модели 530

Конструкторы Тутаевского моторного завода (ПАО «ТМЗ») разработали ТУ на новую модель лебёдки, согласовали с потребителем габаритный чертёж и разработали собственную программу ресурсных испытаний лебёдки.

Читайте также: