Четверг, 25 апреля, 2024

Что тормозит развитие газомоторного транспорта в России

Удельный вес автотранспорта, использующего газомоторное топливо в России, несмотря на наличие значительных запасов природного газа, на сегодняшний день остается незначительным.

Основной причиной является низкий спрос на соответствующие автомобили и слаборазвитая сеть газозаправочных станций.

Объем реализации компримированного природного газа для автотранспорта в России по итогам прошлого года составил почти 1,5 млрд м3, что вдвое больше по сравнению с результатом пятилетней давности. Спрос на газомоторное топливо растет во многих регионах. Например, в Сахалинской области его продажи увеличились с 8,4 млн м3 в 2021 году до 15,3 млн м3 в 2022 году.

За последние 10 лет заметно расширился модельный ряд техники, работающей на ГМТ: это легковые машины, грузовики, автобусы. В качестве стимула для перехода на газ в России с 2014 по 2021 год было направлено порядка 35 млрд руб. на поддержку автопроизводителей, в том числе общественного транспорта, который стал драйвером роста газомоторного рынка. Субсидии продолжатся. Так, только по федеральной программе «Чистый воздух», в 2023 году на покупку автобусов на ГМТ запланировано 1,4 млрд руб.

Определенный эффект дает компенсация автовладельцам затрат при переоборудовании машин на сжигание компримированного или сжиженного природного газа (КПГ/СПГ). Безусловно, на привлекательность ГМТ влияет дешевизна топлива. Так, в Якутии стоимость метана сегодня почти в три раза ниже бензина.

На начало 2023 года в России действовало 728 газозаправочных объектов (против 400 в 2018-м). Согласно целевым показателям, заложенным в федеральный проект «Чистая энергетика», в 2025 году сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в стране должна насчитывать 1 273 ед., в 2030-м – 1 435.

В частности, ожидается, что в Якутии (этот регион, как и Сахалин, в настоящий момент являются наиболее продвинутыми на Дальнем Востоке по применению газомоторного топлива) к 2025 году будут построены 18 АГНКС, а до конца 2030-го – порядка 40. Станции планируется в первую очередь устанавливать в Якутске, вдоль федеральных трасс, а также в южной и западной части республики.

Объем потребления природного газа автотранспортом, согласно проекту «Чистая энергетика», через два-три года может составить не менее 2,7 млрд куб. м, а в 2030-м – 10 млрд куб. м. Насколько достижимы могут быть эти параметры, задаются вопросом эксперты.

АГНКС в Элисте, Республика Калмыкия

По словам президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергея Катырина, в настоящее время газозаправочные станции загружены на 34% (это среднероссийский показатель). Профицит их мощностей – более 2 млрд куб. м. Существующая сеть АГНКС способна заправлять не менее 500 тыс. машин, но сейчас в стране насчитывается примерно 285 тыс.

автотранспортных средств, работающих на газе. «Те, кто создают такие заправки, ставят вопрос, для кого мы будем создавать эти сети, кто будет на них заправляться, если нет достойного количества техники», – свидетельствует Сергей Катырин.

Проект «Чистая энергетика» предусматривает наличие в 2025 году в России более 500 тыс. автомобилей на ГМТ, в 2030-м – 1,5 млн. В лучшие годы прирост транспорта, работающего на газе, доходил до 30–35 тыс. ед. ежегодно. Если двигаться такими темпами, то целевой уровень в отведенные сроки явно недостижим.

Хотя опыт других государств показывает, что прорывы вполне возможны, отметил председатель подкомитета по газомоторному топливу Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП Василий Толстопятов. В частности, Узбекистан в 2021 году прирос на 580 тыс. машин, потребляющих метан. Число автомобилей на ГМТ в этой стране возросло до 2,3 млн единиц.

Пока что темпы прироста парка с газомоторным оборудованием в РФ замедлились. В 2022 году для российских заказчиков произведено 6,5 тыс. автомобилей, тогда как в 2021-м – 10,7 тыс. Одновременно количество переоборудованной техники снизилось с 25,8 тыс. до 19,5 тыс. ед.

Повлияла ситуация и с импортозависимостью – китайская Weichai Power в 2022 году приостановила поставки газовых двигателей для седельного тягача KамАЗ-5490 NEO 2. Сейчас из газомоторных моделей завод может предложить только технику предыдущего поколения с устаревшим газовым двигателем V8.

Как уточнил независимый консультант Сергей Бургазлиев, по ключевым компонентам газомоторного оборудования производства в РФ нет. Впрочем, тот же КамАЗ предполагает вывести на рынок новые серии магистральных тягачей на КПГ и СПГ с силовыми установками отечественной разработки. Лучше ситуация обстоит с газобаллонным оборудованием, которое выпускается в России и Узбекистане.

С другой стороны, сдерживает перевод существующего парка на ГМТ сложный порядок с переоформлением автомобиля. «Следует подать заявку, получить предварительное разрешение, поставить оборудование, чтобы оно было сертифицированным, соответственно, нужно еще поехать в лабораторию, чтобы они сделали заключение, потом с пакетом документов идти в ГИБДД и т.д. Разговоры идут много лет, чтобы упростить процедуры, сделать все прозрачно для государственных органов, но, к сожалению, воз и ныне там», – посетовал эксперт.

Неопределенность влияет не только на планы индивидуальных автовладельцев, но и компаний-перевозчиков, собиравшихся инвес­тировать в газомоторный парк. «Мы имели возможность на СПГ тестировать транспортные средства. Тестировали на направлении Москва – Санкт-Петербург, прекрасные были результаты. Изготовили бизнес-кейс для инвестиционного проекта, для того чтобы приобрести порядка десяти транспортных средств. Но, к сожалению, жизнь показала другое», – отметил директор по закупкам GXO Андрей Попов.

Вахтовый автобус — полноприводный КАМАЗ 6250

Причем, добавил он, дело не только в нехватке оборудования, выпускаемого зарубежными компаниями, которые прекратили сотрудничество с РФ. Должна также действовать система гарантийного сервисного обслуживания транспорта. Как рассказал менеджер, у компании ряд машин марки Scania работают на компримированном природном газе. После ухода этого вендора с российского рынка был прекращен сервисный контракт. Это обернулось сложностями для эксплуатанта, хотя компания в итоге нашла других поставщиков по запчастям и партнеров, способных обслуживать данную технику.

Китай, который сегодня является главной альтернативой для российских потребителей, хотя и выпускает газомоторные машины (среди брендов – Schacman, Hongyan, Dayun Truck, FAW), все же лучше рассматривать как поставщика по компонентной базе, считает председатель Российско-азиатского делового совета (РАДС) Максим Кузнецов. «Одним из лидеров на мировом рынке ГМТ-техники является Mitsubishi, но те же запасные части для Mitsubishi делаются на китайских фабриках», – пояснил он.

Действительно, продолжает глава РАДС, в КНР есть компании так называемого первого эшелона, которые не будут сотрудничать в вопросах прямых поставок с россиянами, как та же Weichai Power, у которой кооперационные связи с ЕС и США. Тем не менее при работе с ними возможно использовать компанию-прослойку, будь то с материкового Китая или Гонконга, хотя это приведет к удорожанию контракта.

Так как в Поднебесной существует несколько рынков запчастей и компонентов с принципиально разными уровнями цен, проще найти менее раскрученного поставщика. «Китайская экономика не такая концентрированная. Если в России на малый и средний бизнес приходится 20% ВВП, то в Китае – 60%. Там есть ряд небольших предприятий, которые являются экспортерами, но, чтобы их найти, нужно знать рынок и язык», – отметил Максим Кузнецов.

В любом случае он рекомендует внимательно выбирать контрагента и контролировать качество поставляемой продукции. В конце концов на Китае свет клином не сошелся, рассуждает председатель РАДС, потенциальные партнеры есть в других странах АТР, например, во Вьетнаме и Индонезии.

Другая проблема связана с импортозамещением газозаправочного оборудования для АГНКС и КриоАЗС. Как рассказал коммерческий директор НПК «Ленпромавтоматика» Николай Ровенских, компания с 2021 года работает по локализации компрессорной установки. «Мы перешли к самостоятельному комплектованию зарубежного компрессора российским электродвигателем, к установке, центровке оборудования на монтажной раме своими силами, комплектованием системами смазки, изготовлением трубопроводной обвязки и т.д. Естественно, провели испытание компрессорной установки на нашем стенде. Целевым форматом по локализации, импортозамещению видим, что зарубежным должен остаться сам компрессор, то есть цилиндро-поршневая группа и база», – уточнил он.

В создании АГНКС производители старались использовать агрегат итальянского производства, рассказал Николай Ровенских: «Российская школа компрессоростроения в отношении газовых, именно метановых компрессоров производительностью от 500 до 1,5 тыс. куб. м/ час в период с конца 1980-х до 2010-х стояла практически в загоне. Все логично, нет спроса – нет предложения. АГНКС массово не строились, то, что реализовывались проекты в 1–2 ед. в год, – не в счет».

Отсюда до сих пор ни один отечественный производитель не может предложить рынку компрессор, который по всем ключевым параметрам (цена, эффективность, надежность, удобство в обслуживании) превосходил бы зарубежные аналоги, подчеркнул представитель «Ленпромавтоматики».

Финиш автопробега «Газ в моторы»

Из-за проблем с комплектующими в прошлом году сократилось количество выпуска газозаправочных колонок, хотя вопрос все же удалось разрешить за счет альтернативных решений и поставщиков. «Не все понимают, что заместить все-все-все просто невозможно, потому что ряд продукции не производится в РФ, – объясняет Николай Ровенских. – Например, промышленные контроллеры европейского производства практически не купить, и в России импортонезависимой электроники нет. Соответственно, поставщики промышленных контроллеров подняли цены в два-пять раз и увеличили сроки поставки до года и более, тем самым блокируя область их применения».

До полезной загрузки

Замдиректора департамента Минпромторга по машиностроению для топливно-энергетического комплекса Алексей Дубинин оптимистичен. По его словам, в стране есть 11 предприятий, которые могут ежегодно производить до 400 газозаправок. В свое время министерство выступило инициатором внесения комплектующих для АГНКС в правительственное постановление «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», что должно помочь предприятиям в деле импортозамещения. В документе описаны основные критерии, по которым будет определяться выпуск оборудования внутри страны. Сейчас идет корректировка данных критериев, в том числе с точки зрения модернизации производственных мощностей и углубления степени локализации конечного продукта.

С учетом достаточно серьезных капитальных вложений в постройку станций (стоимость одного объекта колеблется от 90 млн до 200 млн руб.) в стране действует программа субсидирования строительства АГНКС. В рамках проекта «Чистая энергия» на создание заправочной инфраструктуры КПГ в 2023 году запланировано 1,2 млрд руб., в 2024-м – 2,1 млрд, в 2025-м – 2,4 млрд руб. Средства предусмотрены и по линии СПГ: соответственно, 707 млн, 800 млн и 271 млн руб.

Генеральный директор ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Корниенко считает, что меры поддержки целесообразно усилить при стимулировании перевода действующего и приобретения нового газового транспорта. Поскольку среднестатистически АГНКС загружена лишь на треть, нужно для начала синхронизировать газозаправочные мощности с уровнем потребления автовладельцев, а потом работать на перспективу.

текст: Павел Усов, EastRussia, фото: gazprom.ru

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: