Суббота, 7 декабря, 2024

Особенности выбора шторного полуприцепа: критерии и сравнительная таблица

Шторные полуприцепы – самая востребованная техника для магистральных перевозок. Такие полуприцепы предлагают многие производители, и на рынке сейчас есть российские, турецкие и даже европейские «шторы», которые все еще завозят в нашу страну разными способами.

Эксперты Cargonomica рассказали, на что обратить внимание грузоперевозчику при выборе шторного полуприцепа. Для обзора выбрали 11 моделей 2024 года выпуска – трехосные, стандартной длины: российские ТЗА (НЕФАЗ), Тонар, Bonum, Grunwald и Sotrans, турецкий Koluman, а также европейские Krone, Schmitz, Wagnermaier и Wielton.

Модель полуприцепа

Шторные полуприцепы бывают стандартной длины (от 13,55 до 13,85 метра) и удлиненные – от 16,35 до 16,85 метра. Объем грузового пространства в удлиненных полуприцепах на 20% больше, чем в стандартных: 110 куб. м против 90 куб. м.

Большая часть рынка удлиненных полуприцепов принадлежит российским производителям. По объему производства лидирует «Тонар». Также удлиненные полуприцепы выпускают «Meusburger Новтрак», НЕФАЗ, Великолукский опытный машиностроительный завод (SteelBear), «Манак-авто», CTTM Cargoline. До санкций удлиненные полуприцепы производили некоторые европейские компании, например Schmitz, Fliegl, Krone, – специально для российского рынка, так как в Европе такие не эксплуатируются. Длинные «шторы» предлагают и турецкие бренды – Koluman, Orthaus и Kässbohrer, и тоже только для внутрироссийских перевозок.

Штрафы за превышение допустимых законодательством норм весовой нагрузки составляют от 1 000 до 1 500 рублей для водителя и от 100 000 до 400 000 рублей для собственника транспортного средства (ст. 12.21.1 КоАП РФ).

Расходы на перевозку стандартными и удлиненными трехосными прицепами для грузоперевозчика примерно одинаковые. Небольшая разница с удлиненными полуприцепами будет в расходах на топливо и замену шин: они весят больше стандартных на 1–1,5 тонны. При этом удлиненные полуприцепы могут перевозить за один рейс на 20 кубов больше груза по объему, а значит, приносят больше прибыли. Но есть и минус: дополнительные три метра длины могут доставить проблемы при маневрах в узких проездах, например при заезде в зону погрузки.

Количество осей

Для перевозок объемных, но легких грузов, например одежды или обуви, подойдут удлиненные полуприцепы с тремя осями. Но бывает, что при увеличении объема груза вес полуприцепа превышает допустимые нормы – и тогда нужно выбирать удлиненные «шторы» с четырьмя осями.
Стандартные шторные полуприцепы также бывают на четырех осях. Их выпускают российские производители «Тонар» и Steelbear и турецкий Orthaus. Такие полуприцепы востребованы компаниями, которым нужно перевозить тяжелые необъемные грузы, например сваи, кирпичи, металлические изделия.

Четвертая ось дает запас к осевым нагрузкам при взвешивании на пунктах контроля: позволяет увеличить полную массу автопоезда до 44 тонн без превышения установленных нормативов по осевым нагрузкам.

Основные узлы шторного полуприцепа

Шторный полуприцеп состоит из рамы и надстройки – каркаса со сдвижной крышей и боковыми шторами из тента. Рассмотрим, на какие узловые части нужно обратить внимание.

Осевые агрегаты – это самый сложный механизм полуприцепа, который должен проходить один миллион километров без проблем в эксплуатации.
Лидеры рынка осевых агрегатов – немецкие SAF и BPW. Их ставит на свою технику большинство производителей полуприцепов. Но из-за санкций осевые агрегаты запрещены к поставке из Европы в РФ, завезти их можно только по схемам параллельного импорта. Это дорого, поэтому отечественным производителям приходится искать альтернативу, например ставить турецкие оси Osman Koç, китайские HJ и FUWA, иранские FOX. Комментировать качество этих осей сложно, так как еще не накоплено достаточно опыта эксплуатации.

В этом смысле в выигрышном положении находится завод «Тонар», который давно производит собственные оси и устанавливает их на свои полуприцепы. На фоне непроверенных турецких или китайских осей агрегаты «Тонара» выглядят более надежным вариантом. Туймазинский завод автобетоновозов (ТЗА), на территорию которого перенесли производство шторных полуприцепов с завода «НЕФАЗ», также переходит на отечественные оси – бренд принадлежит КамАЗу, который делает оси для своих тягачей, а теперь и для полуприцепов.

Тормозная система – один из важных критериев для тормозной системы – межсервисный интервал. Чем реже требуется ТО, тем выше экономическая эффективность техники. Сравним по этому параметру два вида тормозных механизмов: дисковые и барабанные.

Дисковые тормоза имеют больший межсервисный интервал, а барабанные надо смазывать и обслуживать каждые 15 000 км. Для магистральной техники это может стать проблемой. Например, полуприцеп едет по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Новосибирск – Челябинск – Казань – Краснодар и может находиться в пути две-три недели. В такой ситуации сложно «отловить» прицеп на маршруте для проведения ТО. Эксплуатация техники может стать небезопасной.

По модуляторам тормозной системы ситуация на российском рынке изменилась после введения санкций. Если раньше лидирующие позиции занимали европейские WABCO, Knorr-Bremse и Haldex, то с 2022 года на российском рынке появились китайские производители ABS – SORL и VIE.
Стальная рама – чем выше марка стали, из которой изготовлена рама полуприцепа, тем легче конструкция и полуприцеп в целом. Более легкий полуприцеп можно нагрузить больше.

При производстве рам шторных полуприцепов заводы используют сталь марок S355, S420, S700. Число указывает на минимальный предел текучести стали – чем оно больше, тем выше прочность металла. «Тонар» и ТЗА делают рамы из стали S355 – это тоже высокопрочная сталь, но стоит гораздо дешевле, чем S700. Однако техника с рамой из стали S355 тяжелее, и разница в собственном весе полуприцепа может доходить до 1 300 кг.

Механизмы крыши – сдвижная крыша позволяет сэкономить время на погрузке: за несколько секунд можно убрать верхнюю часть полуприцепа.
Механизмы для крыши делают из металла или плас­тика. Пластиковая конструкция легкая и дешевая, но менее надежная. Например, когда в дождь или морозы тент становится жестким или мокрым, собрать его и сдвинуть бывает проблематично – пластиковая конструкция может не выдержать и сломаться. Механизм из качественной стали прослужит дольше.

Сдвижная крыша оснащена ремешками, которые крепятся к каркасу, и роликовыми механизмами для перемещения каркаса с тентом.

Комплектация

При выборе шторных полуприцепов лучше внимательно отнестись к дополнительному оборудованию: с ним пользоваться техникой удобнее. Некоторые элементы комплектации невозможно будет дозаказать, поэтому о них нужно позаботиться в момент покупки.

Откидной борт – так называемая полная штора – шторный полуприцеп может быть с бортом или без. В шторно-бортовых полуприцепах установлены алюминиевые борта высотой 600–800 мм. Они держатся на петлях и замках и легко откидываются полностью или частично – это удобно при погрузке и выгрузке. Борта служат дополнительной защитой: если груз плохо закреплен и смещается при поворотах, борт его удержит.
Каждая секция боковых бортов может откидываться отдельно – удобно, если нужно разместить груз в определенной части полуприцепа
Полуприцепы с полной шторой не имеют жестких бортов. Во время разгрузки тент отодвигают в сторону, и получается проем с плоским полом – груз удобно доставать из любой части полуприцепа.

Сравнительные характеристики полуприцепов

Экономическая эффективность полуприцепов

Экономическая эффективность шторных полуприцепов зависит от нескольких параметров: стоимости нового полуприцепа, переплаты за кредит или лизинг, стоимости страховки и сервисного обслуживания за весь срок эксплуатации.

Чтобы рассчитать экономическую эффективность, можно применить такую формулу:

Общая стоимость владения = (Цена покупки + Переплата за кредит или лизинг + Каско + Сервисное обслуживание) − Цена продажи

Стоимость одного километра = Общая стоимость владения ÷ Пройденные километры

По экономической эффективности сравниваются бренды и конкретные модели полуприцепов: чем дешевле обходится километр – тем рентабельнее техника. Для наглядности собрали данные по экономической эффективности сравниваемых полуприцепов в одну таблицу.

Для лучшей фиксации груза на полуприцеп с полной шторой устанавливают наборный борт. Для этого в боковых стойках полуприцепа есть пазы, куда можно вставить обычные доски, которые и будут служить бортом.

Разница между откидным алюминиевым бортом и наборным – в удобстве для водителя. Чтобы разобрать наборный борт, нужно извлечь каждую доску отдельно, тогда как откидной борт открывается за секунды.

Шторно-бортовой прицеп стоит дороже шторного. Разница составляет около 3 500 евро, если сравнивать европейские модели.

Подъемная ось – на трехосном полуприцепе необязательна. Она позволяет экономить ресурс резины при порожнем пробеге полуприцепа, но такой пробег случается редко – при стоимости примерно 100 000 рублей подъемная ось на трехосном полуприцепе окупится не раньше чем через десять лет. А вот для четырехосного шторного полуприцепа подъемная ось необходима: на порожнем ходу поднимают вынесенную вперед ось, которая стоит очень близко к тягачу.

Шторные трехосные полуприцепы (13,6 м), год выпуска 2024

Это позволяет экономить ресурс шин и снижать расходы на обслуживание оси. Подъемная ось также помогает при движении полуприцепа без груза в гору на обледенелой дороге: повышает сцепление остальных колес с дорожным покрытием.

Некоторые производители изначально закладывают в базовую комплектацию определенные опции. Например, у «Тонара» и Kassbohrer это откидные борта и подъемная ось. А у других производителей можно выбрать комплектацию.

Закладные под коники – вертикальные стойки по бокам полуприцепа. Коники необходимы для фиксации подвижного груза, например труб, цилиндрических конструкций или строительных материалов.

Для коников должны быть предусмотрены закладные – углубления в конструкции рамы. Это заводская опция, ее нужно заказывать: самостоятельно сделать в раме «карманы» под установку коников не получится. А вот сами коники можно докупить в любой момент или изготовить из металлических балок.

При невысокой стоимости закладные для коников дают большую вариативность по перевозкам. Например, в регионы с развитой металлургией шторные полуприцепы везут продукты питания или товары народного потребления, а обратный рейс, скорее всего, будет с арматурой или трубами. Перевозчик, который может установить коники и везти такую продукцию, получает преимущество.

Невозможно рассчитать на несколько лет вперед, какие будут контракты у перевозчика. Возможно, коники понадобятся лишь для отдельных рейсов, а может, будет постоянный контракт на перевозку труб, бревен или металлопроката. Если при покупке сэкономить на закладных для коников, то в будущем можно потерять гораздо больше.

Дополнительные опции

Корзина под два запасных колеса – поскольку на тягаче и полуприцепе стоят разные типы шин, приходится возить с собой два запасных колеса – отдельно для тягача, отдельно для прицепа. При этом на тягаче ограничено пространство, где можно хранить запасное колесо, – чаще всего раму с обеих сторон отдают под топливные баки. Запасное колесо тягача удобнее хранить на полуприцепе. Там должна быть предусмотрена корзина под два запасных колеса. Тогда не придется занимать место под запаску внутри полуприцепа или обходиться одним колесом, рискуя получить штрафы.

Ящик для инструментов – металлический или пластиковый, монтируется на раме полуприцепа. Он нужен для комфорта водителя: не придется возить инструменты и расходные материалы в кабине или искать для них место в полуприцепе. В случае неполадок и срочного ремонта все необходимое будет под рукой в одном месте. Стоит инструментальный ящик недорого, а ценности для водителя добавляет много.

текст: Сегрей Петров, фото: tonar.info, cargonomica.com, wagnermaier.com

Новости

В России стартуют продажи грузовиков FAW Tiger 6G

FAW Tiger 6G — это современное шасси для грузовиков с полной массой транспортного средства 9 и 12 тонн, которое сочетает в себе передовые технологии, надежность и высокую производительность.

Читайте также: