Пятница, 19 апреля, 2024

Рост цен на грузовые перевозки неизбежен

текст: Наталья Скорлыгина, фото: depositphotos.com

Грузы из Китая в попытке попасть в Европу в условиях роста ставок морского фрахта, пробок на погранпереходах и затоваривания портов взвинтили цены на автомобильные перевозки из восточных регионов России в западные. За год перевозки из Приморья в европейскую часть РФ стали дороже на 97%, из Забайкалья – на 114%, из Амурской области – на 154%. По словам участников рынка, спрос на автоперевозки также увеличивает предновогодняя срочность доставки.

Количество заявок на автоперевозки из приграничных с Китаем российских регионов в направлении запада страны и цены на них резко выросли. Речь может идти как о грузах для потребления в РФ, так и следующих далее в Европу.

Как сообщает биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU, число заявок на перевозки из Приморского края, где ситуация на границе с Китаем особенно сложная, в первые две декады ноября выросло по сравнению с июнем на 63%, а с тем же периодом прошлого года – в три с лишним раза (на 212%).

Выросли и ставки – на 33% к июню и на 97% за год. В Забайкалье, где также сохраняются очереди на границах, число заявок увеличилось на 24% к июню и на 161% за год, а цены – на 31 и 114% соответственно.
Рекордсменом по удорожанию стала Амурская область – по сравнению с июнем ставки на перевозки из Приамурья выросли на 81%, а за год – на 154%, спрос также заметно вырос, на 15 и 114% соответственно. Слабо изменилась ситуация лишь в Хабаровском крае, где число заказов выросло только на 74% за год, однако ставки также существенно выросли – на 29% к июню и на 71% за год.

Спрос на вывоз импортных китайских товаров из терминалов Дальнего Востока также остается высоким. Дальний Восток по-прежнему испытывает колоссальную нагрузку от импортного грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов. Импортеры пытаются найти новые способы отправки товаров, например, автомобильные перевозки, но это направление тоже сильно перегружено, и сроки доставки автомобильным транспортом так же велики, как и по железной дороге.

Тренд на рост спроса и ставок на Дальнем Востоке связан с общими структурными изменениями на мировом логистическом рынке – речь идет о сложностях в морских перевозках по направлению Китай–Европа из-за нехватки судов и дефицита контейнеров. Кроме того, скопилось много грузов из КНР в порту Владивостока.

Нарушенное еще в прошлом году равновесие спроса и предложения до сих пор не восстановлено. Более того, дефицит исполнителей усугубляется, несмотря на существенный рост цен.

Это вызвано тем, что часть импортного грузопотока, который традиционно шел по морю и железной дороге, переключилась на автоперевозки в связи с возросшей нагрузкой. Ставки морского фрахта гораздо раньше начали расти, поэтому грузоотправители, ранее не рассматривавшие автодоставку, начали искать альтернативу.

Этим можно объяснить рост заявок. В свою очередь, рост цен на автоперевозки объясняется простоями на границе, так как транспортные компании просто вынуждены включать в ставку дни простоя, иначе эти перевозки становятся убыточны.

Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский отмечает повсеместный рост ставок, добавляя, что в конце ноября начинается «высокий сезон» и цены уже увеличились в пределах 40%.

По его словам, около двух месяцев назад перевозчики начали использовать для прохождения границы, помимо Забайкальска, погранпереходы Суйфэньхэ и Краскино – они раньше не использовались из-за длительных сроков оформления: «Грузов очень много, спрос велик, перевозчики повышают цены, а клиенты вынуждены платить, лишь бы доставить вовремя любым способом, поскольку сроки горят».

Руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов отмечает, что компания для распределения грузопотоков начала использовать еще несколько погранпереходов, помимо Забайкальск–Маньчжурия, – это Дуннин–Полтавка и Суйфэньхэ–Пограничный.

«Наблюдается сезонный рост автомобильных перевозок импортных китайских товаров в Россию, – объясняет он. – Спрос на услугу обусловлен скоростью доставки. Основной поток грузов из Китая идет поездами и морем, большая их часть уже находится в пути, поскольку заказчикам необходимо успеть до Нового года. А товары, которые необходимо доставить срочно, отправляются автотранспортом». При этом он утверждает, что в ноябре по сравнению с прошлым месяцем ситуация улучшилась.

Цены растут и из-за поведения китайских логистов в условиях коронавирусных ограничений, добавляют участники рынка. «Цена на автомобильные перевозки резко пошла вверх после того, как китайцы, имея квоту на въезд в КНР, начали не продавать саму квоту, а экспедировать перевозчиков на нашей стороне и брать заказы в основном не в Россию, а в Европу,– объясняет гендиректор таможенного брокера KBT Юлия Шленская.– Большое плечо перевозки и европейские клиенты им выгоднее, чем поставка в РФ.

Теперь, чтобы привезти товар в РФ, нужно купить у китайцев квоту по цене, которая компенсирует их упущенную маржу от несостоявшейся перевозки в Европу по этой квоте».

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: