Рынок лизинга – выживут только сильнейшие

текст: Кристина Симонова, фото: semeynyy-avtomobil.ru

0
63

Новые инициативы Правительства РФ перекраивают правила игры на рынке финансовых инструментов для приобретения автомобилей и спецтехники. Уже с 2020 года для получения доступа к льготным кредитам и льготному лизингу финансовые организации должны будут пройти определенный конкурс. Цель новой системы распределения госсредств – повысить эффективность поддержки промышленности.

Льготное автокредитование сужает круг участников

С 2020 года Минпромторг меняет механизм выделения господдержки по программе льготного автокредитования. Согласно проекту поправок, распределение субсидий будет проходить на конкурсной основе. Заявки на участие в отборе будут принимать в течение месяца – с 1 октября по 1 ноября 2019 года. Шансы пройти конкурсный отбор напрямую зависят от планов банков по объему продаж автомобилей в кредит в 2020 году на 1 руб. субсидии. При этом за невыполнение плановых показателей предусмотрены штрафы. Введение конкурсного принципа изменит и устоявшийся подход к получению банками субсидий от государства. Сейчас финансовые организации сначала выдают кредиты, а потом подают в Минпромторг заявки на компенсацию выпадающего дохода.

Программа льготного кредитования работает в основном в сегменте легковых авто. По программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» с 2015 года банки предоставляют скидку на оплату первоначального взноса по кредиту в размере 10% стоимости автомобиля, для жителей Дальнего Востока скидка увеличена до 25%. В 2019 программа претерпела ряд существенных изменений. Так, максимальная стоимость автомобиля, который можно приобрести с господдержкой, снижена с 1,5 млн до 1 млн руб., что практически «вывело из игры» коммерческий транспорт. Объем выделенных на программу бюджетных средств сократился более чем в три раза: с 9,2 млрд руб. в 2018-м до 3 млрд руб. в 2019 году.

Участники рынка называют гос­программы льготного кредитования ключевым драйвером спроса на рынке автокредитования. Показательная цифра: розничные продажи в кредит автомобилей, попадающих под условия программы, растут в среднем на 20%. Покупатели расценивают программу как реальную возможность получить скидку на автомобиль. Заемщиками, приобретающими авто по программе, как правило, востребованы бюджетные машины: один из безусловных лидеров – автомобили марки Lada.

Ведение реестра получателей субсидий на основании отбора в первую очередь отразится на банках, имеющих низкую долю на рынке. В силу условий конкурса, небольшие игроки просто не смогут конкурировать со средними и крупными финансовыми организациями по заявленным объемам продаж автомобилей в кредит. Изменения приведут и к тому, что участие в программах будет интересно лишь банкам, у которых есть партнерские выдачи по бюджетным автомобилям. Таким образом, в результате совокупности причин на рынке останутся только ключевые игроки.

Эксперты полагают, что покупатель не почувствует изменение процедуры получения банками субсидий от государства для реализации программ льготного автокредитования. Минус для клиента – сужение круга игроков рынка и ограниченный выбор финансовых организаций. Однако среди прошедших конкурсный отбор банков очевидно будут те, кто уже занимает значительную долю рынка льготного автокредитования. В то же время уменьшение числа банков-участников не должно привести к росту и так изначально ограниченной ставки по льготным кредитам.

Скидка меньше – субсидия больше

Конкурсный принцип предлагается применять и к другим мерам господдержки промышленности, в том числе к субсидированию лизинговой ставки. Сейчас бюджет компенсирует 10% авансового платежа на лизинг автотранспорта (8,9 млрд руб. в 2019 году) и спецтехники (2,1 млрд руб.), а также напрямую субсидирует покупку газомоторной (2,5 млрд руб.) и сельхозтехники (11 млрд руб.), городского электротранспорта (1,5 млрд руб.) и железнодорожного подвижного состава.

С 2020 года эти меры поддержки планируется заменить единым льготным лизингом. Существенные суммы будут направлены только на автопром (за исключением газомоторной техники, на нее выделено менее 0,01%), спецтехнику и спецоборудование, подвижной состав, городской электротранспорт и оборудование для фармацевтической отрасли.

Как и в случае с банками, лизинговые компании должны будут соревноваться между собой за получение бюджетных субсидий. Критерий для оценки: результативность – нужно передать в лизинг как можно больше техники и оборудования в расчете на 1 руб. субсидии. Например, в автопроме минимальный порог результативности для получения субсидии составляет 10 руб. стоимости техники на 1 руб. субсидии. Новый подход стимулирует лизинговые компании уменьшать скидки для клиентов ради получения большего объема субсидии. При этом в начале года лизингодатели будут «бронировать» для себя определенные объемы субсидии, обещая высокую результативность, но деньги они получат только по итогам года в зависимости от фактически осуществленных сделок. Если факт ниже плана, лизинговой компании придется заплатить штраф на разницу в размере ключевой ставки ЦБ.

Эксперты отмечают, плановый подход имеет целый ряд недостатков. Один из очевидных – выполнив план, лизинговая компания будет вынуждена остановить свою программу. В числе других минусов – штраф за невыполнение плана предусмотрен независимо от обстоятельств: кризис, остановка крупных производителей и проч. При этом лизингодатель несет дополнительные нагрузки: он должен сначала профинансировать своими или заемными средствами предоставленные скидки к авансовому платежу и только потом получить их возврат в форме субсидии.

Снижение общего размера субсидий и новая схема их распределения, вероятнее всего, не окажут позитивного влияния на объем продаж техники. Если раньше скидка на авансовый платеж была фиксированной, то теперь потребителю придется искать лизинговые компании с лучшими условиями. Предложенный механизм, по сути, стимулирует лизинговые компании уменьшать размер скидки, а, значит, этот инструмент перестанет работать как маркетинговый ход для привлечения большего количества клиентов и наращивания портфеля. То, что риски лизингополучателя перекладываются на лизинговую компанию, а также неопределенность относительно получения субсидии, могут отпугнуть рыночных игроков от использования этого инструмента.