Учеба с эффектом присутствия на лесосеке

текст: Станислав Казаченко, фото: Полина Наумова

0
89

В Сибирском государственном университете науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева запущен уникальный образовательный класс для будущих работников лесной промышленности. Его главный учебный элемент — высокотехнологичный симулятор харвестера и форвардера, позволяющий отрабатывать все профессиональные задачи операторов в условиях, приближенных к полевым.

Появление такого кабинета стало возможно благодаря сотрудничеству вуза с ООО «Тимбермаш Байкал» – официальным дилером мирового производителя лесозаготовительной техники John Deere. О сути совместного проекта, истории сотрудничества и совместных планах на будущее рассказали генеральный директор компании Виктор Болдаков и ректор СибГУ Эдхам Акбулатов.

– Основу учебного кабинета составляет высокотехнологичный симулятор. Расскажите, что он собой представляет и почему было решено его установить?

Виктор Болдаков: Это настоящий современный тренажер, который оснащен многими модулями реальной машины. Трансмиссия, манипулятор, кресло и консоли управления полностью повторяют настоящую машину. Здесь можно отрабатывать практические навыки в режиме виртуальной реальности как оператора харвестера, так и форвардера. Например, смоделировать лесосеку и плотность древостоя, задать определенное упражнение. На каждом из двух джойстиков предусмотрено 6 степеней свободы. Если студент научится одновременно задействовать по 3-4 степеней на каждом джойстике, то можно сказать, что он достиг определенного профессионализма. Каждое упражнение можно сохранить с датой его выполнения и через определенное время отследить прогресс студента с первого дня работы. Тренажер снабжен колонками, а условия максимально приближены к полевым. Скажем, если оператор при протяжке хлыста через сучкорезно-раскряжевочную головку задел бревном машину, то он почувствует удар и звук. После валки харвестера можно включить другую программу, и тогда тот же оператор будет отрабатывать навыки сбора заготовленных виртуальных бревен в грузовой отсек форвардера.

– Почему для компании важно участвовать в таком проекте?

Виктор Болдаков: Потому что потребность в грамотных специалистах на сегодняшнем рынке велика. Примерно с середины 1990-х годов и до начала 2010-х было очевидно падение качества подготовки инженеров и технического персонала. Мы по себе знаем, каких трудов работодателю стоит найти человека, обладающего реальными знаниями, а не только дипломом. Для нас важно не тратить время и другие ресурсы на дополнительную подготовку приходящих к нам на трудоустройство выпускников, а сразу включать их в производственный процесс. Для университета тоже важно повысить качество использования времени студентов и преподавателей. За то же время они могут проработать больше навыков и компетенций. При этом надо понимать, что система работы в лесной промышленности за прошедшие десятилетия в корне поменялась. Если в советские времена был лесоповал, тяжелый ручной труд, и молодые люди были вынуждены напряженно работать по пояс в снегу, то сегодня специалисту требуется не столько физическая выносливость, сколько совсем иные компетенции. Это уже не просто тракторист-механизатор, это, по сути, лесной технолог. Если у него в техзадании и лесном билете указаны выборочные рубки, то он знает какие деревья в первую очередь свалить так, чтобы оставшиеся на корню деревья были минимально травмированы и могли воспроизводить более качественный лес. Потребности в физических нагрузках больше нет. Во многих странах, например в Южной Америке, женщины управляют машинами, ведь главное, что требуется – моторика рук и способность одновременно работать обоими джойстиками и при необходимости двигаться на машине.

– Сколько времени потребовало оборудование такого класса и что в нем есть еще, помимо симулятора?

Эдхам Акбулатов: Работу над созданием такого кабинета мы вели практически полгода. До того аудитория не эксплуатировалась, необходимо было провести ремонтные работы. Помимо непосредственно симулятора, в классе представлены многочисленные компоненты техники John Deere – агрегаты и узлы, которые применяются в современных машинах. В целом создание этой лаборатории – хороший пример практикоориентированного сотрудничества отраслевых компаний с высшим учебным заведением. И здесь я хочу искренне поблагодарить руководство компании «Тимбербаш Байкал» за такое заинтересованное отношение, благодаря которому наши студенты могут приобретать практические навыки работы с техникой.Уверяю, что заинтересованность в сотрудничестве взаимна и выгодна студентам, которые получают реальные перспективы быть конкурентными на рынке труда и иметь надежное достойное рабочее место, а компания готовит профессионалов. Рассчитываем, что наше сотрудничество будет продолжаться.

– Как будет строиться педагогический процесс в этой лаборатории и на кого он рассчитан?

– Эдхам Акбулатов: В первую очередь, занятия рассчитаны на профильных студентов в рамках учебной программы, но ими не ограничивается. В вузе действует программа дополнительного профессионального обучения для желающих студентов, которые имеют несколько иные профили подготовки, но считают необходимым для будущей жизни приобрести и другие навыки работы. Плюс – это программы повышения квалификации для действующих сотрудников отрасли, в частности, мы готовы обучать уже работающих специалистов «Тимбермаш Байкал», а также конечных пользователей John Deere, клиентов «Тимбермаш Байкал».

Всего, по нашим расчетам, через эту аудиторию будет проходить порядка 100 человек в год. В зависимости от нюансов курсы могут быть различными по протяженности, в основном это от 100 до 150 учебных часов занятий.

– Реализовывал ли вуз раньше совместные проекты с «Тимбермаш Байкал». Может быть, есть уже другие совместные планы на будущее?

– Эдхам Акбулатов: Начнем с того, что мы имеем долгосрочное соглашение с компанией по подготовке специалистов, поэтому предоставление нам в пользование симулятора – это не только подарок, но и инвестиция в собственное будущее. Согласно договоренности, СибГУ ведет для «Тимбермаш Байкал» целевую подготовку до 10 человек в год по различным профилям. Причем образовательные программы для них мы соответствующим образом согласовываем, чтобы студенты могли быть успешными в компании. Ранее в нашей практике уже применялись тренажеры-симуляторы, но они были предыдущего поколения, менее информативные и содержательные с точки зрения навыков, так что запуск нынешнего учебного кабинета – самый яркий пример плотного взаимодействия СибГУ и «Тимбермаш» на сегодняшний день и самый ресурсоемкий. К счастью, у нас есть предварительная договоренность о продолжении сотрудничества. Мы хотели бы смоделировать реальную машину, чтобы студенты могли получать больше практических навыков. В нашем университете есть большой институт информатики и телекоммуникации, и сегодня мы обсуждаем вопрос создания симуляционных моделей, связанных с обслуживанием отдельных узлов и агрегатов. Договорились, что поставим задачу перед нашими специалистами и за счет ресурсов университета организуем работу по согласованному заданию. Может быть, этот проект окажется полезным не только в рамках совместной работы по подготовке специалистов, но и для практической деятельности компании, безотносительно сотрудничества с нашим университетом.

– А у компании «Тимбермаш Байкал» есть свое видение, как должно развиваться профессиональное образование?

Виктор Болдаков: Лесозаготовка – не единственное направление нашей деятельности, и мы готовы рассматривать и обсуждать возможности взаимодействия, например, в дорожно-строительной сфере. У компании есть аналогичные тренажеры для бульдозера, грейдера. Дополнительно 5 лет назад взяли дилерство Bracke Forest – это шведская фирма с оборудованием по лесовосстановлению и механизированному лесоустройству, то есть подготовке грунта, высадке саженцев. Лесозаготовка – это для нас очень важно, ведь у дерева естественный цикл жизни в зависимости от породы до 140 лет. Затем его нужно или срубить и использовать во благо человечества, или оно начинает заболевать, покрываться мхом, сохнуть на корню, падать и по сути своей становится заготовкой для костра, готового вспыхнуть от сухой грозы или других причин. Да, лес рубить нужно, но очень грамотно. Но для нас очень важно производить не только лесозаготовительную технику, но и предлагать решения по по лесовосстановлению и лесоустройству. И в этом направлении мы готовы участвовать в развитии образования, а также сотрудничать с научными учреждениями в центральной части Сибири.

Поэтому такой класс, как был открыт сегодня, и аналогичные, если они еще будут появляться в ходе нашего взаимодействия, будут полезны, в частности, в рамках профориентационной работы среди выпускников школ и среднеспециальных учебных заведений, в рамках дней открытых дверей и так далее. Мы видим настроения сегодняшней молодежи и очень хотели бы, чтобы она не исключала для себя технические специальности. При всем уважении, экономику страны двигают не только блогеры, с которых сегодня многие стремятся брать пример. Хотелось бы убедить молодых людей, что необходимо ориентироваться на реальный сектор, приобретать прикладные знания, навыки и умения. И создание таких классов – один из шагов в профориентации молодежи.