Вторник, 25 марта, 2025

ТО тягачей: когда проводить и как это делать правильно

Поломка тягача может привести к потере сотен тысяч рублей из-за ремонта и простоя машины, а также испортить репутацию компании. Проблем можно избежать, если своевременно и качественно проводить техобслуживание (ТО).

Директор по эксплуатации компании «ГЛТ» Евгений Пастарнак и Cargonomica рассказывают, какие виды ТО бывают, когда их проводить, на что обратить внимание и как продлить срок службы тягача.
Сразу определимся с терминами – тягачи проходят техосмотр и техобслуживание, это разные процессы. Техосмотры обязательные, их проводят только авторизованные центры с доступом к государственной системе. Найти такой центр можно, например, на сайте Российского союза автостраховщиков.

Согласно действующим в 2023 году нормам, автомобили грузоподъемностью свыше 3,5 тонн нужно загонять на техосмотр один раз в год, тяжелые грузовики старше пяти лет – каждые полгода. Если они перевозят опасные грузы – тоже раз в полгода.

На техосмотре проверяют: тормозные системы, рулевое управление, внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели, а также шины и колеса, двигатель и его системы, прочие элементы конструкции грузовика, например зеркала заднего вида и противоугонное устройство. Если обнаружат несоответствия правилам безопасной эксплуатации, на устранение дадут 20 дней, после чего придется пройти техосмотр повторно. Для его прохождения оформляют диагностическую карту, куда заносят результаты осмотра. Карта понадобится для ОСАГО.

Когда и как обслуживать тягач

ТО тягача – процедура, к которой формально никто не принуждает, владелец техники сам решает, как и когда его проводить. Однако подтверждение пройденных ТО могут требовать производители и официальные дилеры для сохранения гарантии. Ее срок обычно составляет 1–3 года или определенный пробег: например, на некоторые модификации КамАЗа дают гарантию 24 месяца или 200 000 км пробега.

Для ремонта по гарантии потребуются отметки в сервисной книжке о выполнении регламентных работ после определенного пробега: ТО-2500, ТО-1, ТО-2, ТО-3, а также СТО (сезонного технического обслуживания). У официальных дилеров регламентное ТО может стоить 100 000 рублей и больше, поэтому некоторые грузоперевозчики пренебрегают правилами и теряют право на бесплатный гарантийный ремонт.

Крупные компании, работающие на рынке грузоперевозок не один год, могут учитывать собственный опыт эксплуатации тягачей разных моделей и регламентировать периодичность и состав ТО внутренними приказами. Рассмотрим подробнее основные виды ТО.

Свидетельство о прохождении ТО

ТО-2500

Первое техобслуживание лучше проводить сразу после получения техники с завода – как минимум это касается тягачей российского производства. Формально оно называется ТО-2500. По сути, это подготовка тягача к полноценной нагрузке – длительным поездкам между городами с грузом.

При получении техники мы нередко сталкивались с очень быстрым износом некоторых узлов. Например, один наш тягач доехал от дилера до Ставрополя – и после этого сразу вышли из строя ступичные подшипники, потому что не были смазаны. Теперь, когда приходит новая техника, мы ее тщательно осматриваем, смазываем, смотрим, где травит воздух, при необходимости что-то меняем. Только после этого автомобили выходят на линию. Какие-то детали на заводе могли слабо затянуть, и в дороге они разболтались. Пока автомобиль на гарантии, заводской брак и неисправности можно устранить за счет изготовителя.

Обязательный ежедневный осмотр

Когда автомобиль вышел на линию, нужно проводить ежедневный осмотр – буквально перед каждым рейсом. Обычно водитель сам осматривает основные системы и отчитывается механику (или начальнику) автоколонны. Это поможет уберечь компанию от непредвиденных расходов и убытков. Например, если неисправны тормоза или рулевое управление, не работают световые приборы, транспортное средство эксплуатировать нельзя, за это автомобиль могут отправить на штрафстоянку.

Еженедельное, ежемесячное и сезонное ТО

Еженедельные и ежемесячные ТО во многом повторяют ежедневные осмотры. За тем исключением, что, когда тягач на базе, их могут проводить профессиональные механики, а не водители.

В случае с сезонным ТО речь идет о подготовке транспортного средства к предстоящим холодам или, наоборот, теплому времени года. Осенью, например, важно проверить, не скопился ли конденсат в тормозной системе: на холоде он может замерзнуть, пневмосистема перестанет работать – откажут тормоза. В идеале это нужно проверять ежедневно, но если водители не уделяют этому внимания, тогда в рамках сезонного ТО. Кроме того, до наступления морозов надо убедиться, что работает отопление, а весной – поставить москитную сетку, чтобы мошки не забивали радиатор: двигатель из-за этого может перегреться.

По своему усмотрению владелец тягачей может проводить планово-предупредительные работы – здесь все зависит от опыта эксплуатации. В компании «ГЛТ», например, автомобили загоняют на ТО один раз в месяц.

Что влияет на обслуживание тягачей

Следование рекомендациям производителей. В инструкциях и сервисных книжках производители указывают периодичность ТО, замены компонентов в зависимости от пройденных километров и т. д. Независимо от того, где грузоперевозчик обслуживает технику – у «официалов» или на независимых СТО, лучше следовать рекомендациям производителей. Это поможет продлить ресурс техники и избежать внезапных поломок в пути. Но иногда приходится отступать от рекомендаций: проводить какие-то виды работ чаще.

Качественные расходники и сервисы. На ремонте и расходниках лучше не экономить. Можно залить хорошее дорогое масло, но поставить фильтр неизвестного производителя, и он прослужит недолго – это точно не та экономия, к которой нужно стремиться.

Если нет своей ремонтной базы, нужно выбирать сервис, ориентируясь на отзывы других грузоперевозчиков. Профессиональные мастера не только сделают ремонт по всем правилам, но и подскажут, сколько еще прослужит та или иная деталь, на что обратить внимание. В практике «ГЛТ» был случай, когда из-за некачественного ремонта вдали от базы всего через 1 000 км рассыпался подшипник, и колесо заклинило. Ущерб оказался в разы выше стоимости качественного ремонта.

Проверка давления воздуха

Условия эксплуатации. Холода и плохие дороги сокращают межсервисный интервал, то есть рекомендованное число километров между ТО. Если автомобиль эксплуатируется на горных пыльных дорогах, техобслуживание с заменой масла и фильтров лучше проводить после 15 000 км пробега. Если около 90% пути – ровный асфальт, до замены масла можно проехать и 60 000 км. Кроме того, надо помнить об износе резины: он зависит, например, от плавности движения и частоты разгонов и торможений – в городе она выше, чем на трассе.

Экологический класс и топливо. Например, КамАЗ в своих инструкциях отмечает, что неполноприводный автомобиль класса «Евро-4» может официально проехать до первого ТО в 2,5 раза больше, чем грузовик класса «Евро-3» – 25 000 км против 10 000 км.

Отношение водителей к автомобилю. Это один из самых важных факторов. Если водитель агрессивно ездит или халатно относится к ежедневному осмотру, не помогут ежемесячные комплексные ТО и следование советам производителей.

Что поможет сэкономить на ТО:

  1. Смазка. В «ГЛТ» есть правило – один раз в месяц смазывать узлы и агрегаты, чтобы продлить срок службы. Помним историю со сгоревшими ступичными подшипниками на тягаче с завода.
  2. Ротация резины. Шины – одни из самых затратных расходников. Чтобы сделать износ более равномерным и тем самым продлить срок службы, шины нужно периодически переставлять местами, например каждые 10 000 км. В открытом доступе много инструкций, как правильно переставлять шины в зависимости от привода – например, такая.
  3. Давление в шинах. Недокачанные или перекачанные колеса влияют не только на ход сцепки и расход топлива, но и на ресурс шин. Если не соблюдать рекомендации производителя, шины придется менять чаще.
  4. Гарантия. Осознанный отказ от гарантии в пользу относительно недорогого сервиса всегда рулетка. В практике «ГЛТ» был случай, когда по гарантии бесплатно заменили двигатель, один из самых дорогих компонентов автомобиля. Если бы автомобиль не проходил ТО у «официалов», пришлось бы одномоментно вынуть из оборота компании значительную сумму.
  5. Быстрая доставка запчастей. Бывает, что по гарантии какую-то деталь ждать слишком долго, – проще и дешевле найти ее самому, потому что простой автомобиля стоит десятки тысяч рублей в день. В этом случае надо согласовать такой ремонт с официальным центром, чтобы не потерять гарантию.
  6. Бесплатный осмотр. Можно попробовать договориться с сервисными центрами о бесплатном осмотре – в случае выявления неисправностей они же займутся их устранением и заработают.
  7. Вовремя продать автомобиль. Особенно это касается средних и крупных компаний: после определенного пробега обслуживание автопарка начинает заметно влиять на маржу.
Проверка датчиков оборудования

ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОГО ОСМОТРА

• Убедиться, что машина чистая.
• Проверить наличие ошибок на приборной панели.
• Проверить герметичность приборов и трубопроводов системы питания топливом, смазочной системы, системы охлаждения, гидропривода, сцепления, коробки передач, ведущих мостов, гидроусилителя рулевого
управления, гидроподъемника кабины.
• Проверить состояние бумажного фильтра и очистки воздуха по показаниям сигнализатора засоренности.
• Проверить визуальным осмотром состояние седельно-сцепного устройства, шлангов под сидением и тормозной системы полуприцепа,
состояние жгутов проводов – соединения тягач-прицеп.
• Проверить крепления пружин замкового кулака и пружины защелки седельного устройства.
• Проверить состояние запоров бортов прицепа.
• Проверить по показаниям на панели приборов исправность тормозной системы.
• Проверить герметичность пневмопривода, тормозных систем: спускает ли где-то воздух.
• Проверить исправность электронной тормозной системы (EBS).
• Проверить визуальным осмотром состояние привода рулевого управления.
• Поворачивая рулевое колесо вправо-влево до начала поворота управляемых колес, угол должен быть не более 25 градусов. Не
допускается осевое перемещение рулевого колеса.
• Проверить действие приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, устранить неисправности.
• Проверить работу стеклоочистителей и стеклоомывателей.
• Проверить наличие конденсата в одном из реселлеров тормозной системы.
• Зимой конденсат может замерзнуть, пневмосистема перестанет работать – придется искать, где и как размораживать.
• Довести до нормы уровень жидкости в системе охлаждения.
• Слить отстой из фильтра грубой очистки топлива.

текст: Евгений Пастарнак, фото: cargonomica.com, пресс-служба «ГЛТ»

Новости

ГАЗ представил вахтовый микроавтобус-вездеход на базе «Садко Next»

У дилеров Горьковского автозавода появилась новая мелкосерийная модель — вахтовый микроавтобус на шасси вездехода «Садко Next».

Читайте также: