Пятница, 23 февраля, 2024

Порядок монтажа узлов гидромеханической трансмиссии тракторов ЧТЗ

В этой статье сервисные специалисты челябинской компании «А-сервис ДСТ» рассказывают об основных моментах по монтажу узлов гидромеханической трансмиссии тракторов производства ЧТЗ, получаемых заказчиками из ремонта.

После принятия из ремонта гидротрансформатора (ГТР) и/или планетарной коробки переключения передач (ПКПП) следует осмотреть указанные узлы на предмет комплектности, отсутствия повреждений при транспортировке или сборке/ремонте, подтянуть ослабленные/незатянутые крепления составных частей и деталей.

В случае выявления значительных несоответствий, как то: отсутствие деталей, направленных в ремонт (в основном это касается навесного оборудования) или повреждение, носящее характер невозможности эксплуатации, составить акт приема/рекламации и уведомить об этом поставщика в 3-дневный срок рабочих дней, сделать фотовидеоматериалы и с актом выслать по электронной почте поставщику.

В случае отсутствия указанных признаков, после осмотра и протяжки ПКПП и ГТР убираем всевозможные пробки, заглушки из ветоши, бумаги или пластмассы из рабочих отверстий и приступаем к монтажу.

Монтаж ГТР

Проверить надежность крепления фланца муфты ГТРа на маховике. Подтянуть крепления, вытянутые, поврежденные болты/шпильки заменить новыми. На двигателях ЯМЗ бульдозера моделей Б12, Б14, т. е. там, где лапы крепления силового блока (ДВС+ГТР) находятся на ГТР, необходимо перед этим вывесить двигатель на 120–170 мм вверх, подложив под кожух маховика на поперечину рамы подходящий короткий брусок (длинный потом будет неудобно вытаскивать).

На двигателях модели Д-180 делается проще. Непосредственно перед монтажом нанести проф. герметик густой консистенции либо обычный герметик с применением прокладки, вырезанной по всему диаметру привалочной поверхности. Таким образом, полость, заключенная в кожухе маховика и корпуса ГТР, должна быть герметичная. Особенность конструкции данного типа ГТР такова, что масляный туман, унос масла через уплотнения вращающихся частей сливаются в нижнюю часть корпуса ГТР, где откачиваются специально для этого предназначенным насосом НМШ-25. Все лючки и контрольные отверстия в кожухе маховика и ГТР должны быть плотно закрыты, посажены на прокладки и/или герметик.

Монтаж ПКПП

Принципиально от монтажа ГТР не отличается, операции по подготовке те же. Только нет необходимости использовать прокладки и герметик, на корпусе ПКПП установлено толстое резиновое кольцо прямоугольного сечения и при отсутствии нарушений плоскостности или вмятин на привалочной поверхности, дополнительное уплотнение корпуса ПКПП и корпуса бортовых фрикционов не требуется.

Перед первым запуском желательно ввернуть манометр 4–6 МПа (40–60 бар, атм, очков и т. п.) вместо датчика аварийного давления, расположенного на крышке фильтра.

Необходимо обратить внимание на широкое резиновое кольцо в нижней части корпуса ПКПП наружным диаметром 23–25мм. Оно уплотняет переливные полости обоих корпусов, имеет обозначение 700-40-4785. При монтаже это кольцо заменять новым и приклеивать литолом или клеем к корпусу ПКПП. Если кольцо не новое, то чрезмерное использование герметика приводит к закупориванию этого отверстия целиком, вследствие чего нарушается нормальная циркуляция масла в корпусе бортовых фрикционов. После успешного монтажа ГТР и ПКПП соединяем трубопроводы, карданный вал и прочие демонтированные элементы. При этом оставляем доступ к верхней крышке ПКПП. Устанавливаем по возможности новый основной фильтр трансмиссии (для моделей с ЯМЗ), по невозможности тщательно промытые в дизтопливе/керосине/бензине и т. п. и продутые сжатым воздухом фильтроэлементы.

Не забываем осмотреть, очистить и промыть дополнительный фильтр (системы смазки), расположенный в линии сливного трубопровода из радиатора трансмиссии. После проверки и протяжки всех соединений заливаем масло через маслозаливную горловину, расположенную в задней части корпуса бортовых фрикционов (проще – заднего моста), там же, как и на машинах с механической трансмиссией.

По таким же меткам на щупе контролируется и уровень масла. Заправочный объем порядка 90–100 литров. Заливаемое масло – Марки «А» или МГТ. Перед первым запуском желательно ввернуть манометр 4–6 МПа (40–60 бар, атм, очков и т. п.) вместо датчика аварийного давления, расположенного на крышке фильтра. Таким образом, контролируется рабочее давление в процессе запуска и наладки.

Часто бывает, что при первом пуске давление в рабочих диапазонах (22–25 бар) через некоторое время падает или пропадает. Чаще всего это вызвано попаданием мусора, песка через грязные шланги напорной линии в процессе сборки. Если это произошло, то снимается верхняя крышка ПКПП, демонтируется блок клапанов, промывается, продувается и собирается в обратном порядке. Данная неисправность гарантийной не является, поскольку вызвана эксплуатационными условиями (грязь, неаккуратная или неправильная сборка).

Если данная процедура не помогла и рабочее давление не восстановилось, пишется сообщение поставщику, где принимаются уже другие действия, соразмерные проблеме. Итак, все хорошо, давление в норме. Пробуем двигать рычагом, переключаем передачи. Не забываем при этом удерживать машину на тормозе, обеими ногами выжать педали! При этом давление должно не опускаться ниже 19 бар на оборотах холостого хода и холодном масле.

Если давление немного ниже указанных значений, опять снимается верхняя крышка, демонтируется блок клапанов и подкладывается регулировочная шайба под редукционный клапан. Общая толщина шайб не должна превышать 6 мм. Если все условия выполнены с положительным результатом, желаем приятной эксплуатации железного коня.

текст: Дамир Султанов, фото: minprom.gov74.ru

Новости

МАЗ разработает новые модели лесовозной техники

Минский автомобильный завод (МАЗ) разработает сортиментовоз с колесной формулой 6х6 и четырехосный прицеп-сортиментовоз по заказу Segezha Group.

Читайте также: