Пятница, 19 апреля, 2024

Критерии выбора масла для спецтехники

Распространенным является мнение, что спецтехника требует меньше хлопот при выборе моторного масла, чем легковые автомобили. Однако в действительности вопрос является очень серьезным: такие машины не меньше подвергаются температурным перепадам (что особенно актуально для сибирского климата), эксплуатируют их не менее интенсивно, и в процессе работы подвергаются они не меньшим нагрузкам.

Поскольку современная спецтехника является весьма дорогостоящим оборудованием, то обеспечение ее длительной и эффективной работы, бесперебойной эксплуатации двигателя, плавной работы всех механизмов, защиты деталей от коррозии, и, в целом, продление срока службы, является чрезвычайно важной задачей для владельцев и подрядчиков. И выбор масла во всех этих вопросах играет очень важную роль.

Кто может грамотно подобрать этот продукт? В первую очередь, конечно, производитель. Нередко в комплекте с машиной идут и рекомендации выпустившего ее автоконцерна по использованию масла. Они могут касаться как отдельных свойств (в первую очередь, вязкости), так и упоминать конкретные марки. Кроме прочего, это позволит избежать бюрократических проблем при гарантийном обслуживании. Если же срок истек и вы решили подобрать масло с другими характеристиками, то двигатель необходимо будет предварительно промыть.

Один из главных показателей масла – его вязкость. Ее измеряют по классификации SAE, существуют классы от 0w до 60w. Чем меньше цифра, тем меньше продукт густеет на морозе, при этом чем выше показатель, тем лучше сохраняются свойства при высоких температурах.

Любое масло в жару масло становится жиже и теряет часть смазывающих и защитных свойств, а от холода густеет и затрудняет пуск двигателя. По этой причине разработаны отдельно зимние масла (классы от 0w до 25w с шагом в 5w) и летние (от 20w до 60w с шагом в 10 единиц).

Впрочем, всесезонные продукты тоже существуют. Очевидно, что невозможно менять содержимое двигателя при каждом скачке столбика термометра, но среднюю температуру воздуха при эксплуатации техники учитывать стоит. Если она ниже -30 градусов, то тут стоит использовать только 0w, если же колеблется в районе 5 градусов мороза, то оптимально подойдет 25w.

Важным является разделение еще на три типа масел: минеральные, синтетические и полусинтетические.  Различаются они исходным сырьем – первое создается путем перегонки и очистки нефти, второе – очисткой газа, третье является их смесью.

Минеральные масла являются самыми дешевыми, однако, наименее эффективными и требующими частой замены. Они быстро густеют, окисляются, разжижаются, и непригодны для работы в тяжелых условиях. Такой вид продукта сам подразделяется на парафиновые, нафтеновые и ароматические, и первые считаются наиболее оптимальными.

При создании синтетических масел используется контролируемый синтез химических элементов, что позволяет изначально задать все необходимые свойства. Они сокращают трение между деталями, увеличивают мощность и снижают расход топлива, обладают низкой температурой прокачивания и высокой температурой испарения, большим сроком службы. Цена их достаточно высока, впрочем, в условиях высоких нагрузок и экстремальных температур это может быть финансово оправдано, поскольку техника может меньше нуждаться в ремонте.

Существуют и полусинтетические масла, получаемые через смешивание базовых составляющих обоих указанных типов. Цена и качество также являются компромиссом между «минералкой» и «синтетикой». Их рекомендовано использовать при умеренных нагрузках в умеренном климате. К этому типу примыкают и гидрокрекинговые масла, которые создаются через улучшение свойств минеральных. Это позволяет повысить качество до близкого к синтетическим продуктам, однако такое масло быстро стареет и теряет свои свойства.

Еще один критерий – области использования продукта, отмечаемая на упаковке. Существуют две системы классификации – американская и европейская. Первая называется API (American Petroleum Institute – Американский институт нефти) и разделяет масла на категории S (для бензиновых двигателей) и С (для дизельных). Вторая буква обозначает качество продукта – оно выше к концу алфавита. Масла класса SA-SF и CA-CD на сегодня считаются устаревшими, а некоторые из них вообще не выпускаются.

Продукт также может быть универсальным, как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. Тогда используется двойная маркировка, например, SJ/CH-4.

Более строгая европейская классификация ACEA (Ассоциация Европейских производителей автомобилей) уделяет также внимание противоизносным свойствам масел. Продукты для бензиновых двигателей маркируются литерой А, для дизельных – В и Е. Рядом стоит цифра, и чем она больше, тем лучше характеристика. Через дефис указывается год утверждения или изменения спецификации. Это может выглядеть как А1-96, В5-2002 или Е4-99.

Таким образом, мнение, что спецтехнику можно обслуживать дешевыми и низкокачественными смазочными материалами является заблуждением. Именно качественное масло обеспечивает стабильную работу механизмов при любой нагрузке и позволяет максимально сохранить дорогостоящее оборудование.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: