Жизнь спецтехники напрямую зависит от оператора

0
86

Большинство производителей современной техники давно внедряют в свои машины так называемые умные системы. Они постоянно следят за состоянием техники и отдельных узлов, облегчают механикам их обслуживание и ремонт. Но в первую очередь срок жизни техники и ее состояние зависит от оператора. Именно он во время осмотра перед началом смены первым может заметить, что оборудование неисправно или начинает работать с перебоями, и предупредить об этом механика.

Так что же может заметить оператор во время осмотра техники в начале рабочей смены? В первую очередь это утечка масла или его повышенное потребление, изменения в работе гид­равлики или рабочего оборудования, перегрев отдельных узлов и так далее.

Утечка масла

Наиболее распространенная и опасная по своим последствиям неисправность – это утечка масла. В случае падения уровня масла в двигателе до критического состояния, начинается масляное голодание, в местах точечного контакта металла с металлом чрезмерно усиливается трение, в следствии чего растет температура. Выделяющееся тепло ускоряет старение и окисление масла, оно теряет вязкость.

Последствия – полное разрушение двигателя без возможности восстановления. Но этого можно избежать на ранней стадии: есть датчики уровня масла, а масляные подтеки легко заметить на оборудовании.

Перегрев двигателя

В случае перегрева сильно изнашиваются компоненты двигателя или трансмиссии. Перегрев масла от нормативных 90°C до 110°C или критических 115°C кажется незначительным, но если это происходит на протяжении 2-х и более месяцев, то снижается ресурс всего узла и проработает он до капитального ремонта уже не 18 000 моточасов, а 14 000 – 16 000. А это повышенные расходы на смазочные материалы и перспектива раньше времени ремонтировать или заменять двигатель. О перегреве оповещают приборы в кабине. Также перегрев заметен по изменению цвета покрытия деталей.

Перегрев выхлопных газов

Частый перегрев выхлопных газов с повышением температуры до 1 000°C – это повод запланировать ремонт топливных форсунок и заранее доставить запчасти, чтобы сократить простой техники. Заменить неисправную форсунку дешевле и быстрее, чем впоследствии менять прогоревшую поршневую группу.

Правильная регистрация неполадок

Ежедневный осмотр техники перед началом и концом рабочей смены, а также обязательная регистрация наблюдений – единственный способ защитить технику от серьезных поломок в будущем. Для этого необходимо выдать шаблон для осмотра техники и проследить за регистрацией наблюдений, чтобы механики их анализировали, заранее выявляли неисправности и планировали ремонт. Бланки для занесения данных осмотра должны лежать в каждой машине. А чтобы операторы не относились к заполнению бланков как к формальности, можно использовать чек-листы.

Чек-листы

Чек-листы – это ежедневные бланки для операторов разных типов техники: асфальтоукладчиков, бульдозеров, грейдеров, экскаваторов. Заполняются перед сменой и после. В них – пошаговые инструкции, какие узлы должен осмотреть машинист: рабочее оборудование, гидравлика, ходовая, моторный и насосный отсеки. В бланках есть блоки «Осмотр ходовой части: правая сторона», «Осмотр ходовой части: левая сторона» и так далее. Оператору на каждом этапе только остается проставить галочки в графах: «хорошее состояние / плохое состояние». В конце бланков есть поля для комментариев.

Каждый чек-лист заполняется под копирку в 2-х экземплярах. Одну копию оператор оставляет в журнале техники, вторую сдает дежурному механику, который ежедневно собирает информацию со всего автопарка.

Чек-листы помогают понять, почему техника вышла из строя: оператор не заметил или не зарегистрировал неполадки, механик не составил заявку сервисной службе или сервисные специалисты вовремя не отреагировали. Также система помогает определить, причиной неисправности стали ошибки в эксплуатации или производственный брак.

Чтобы вся цепочка взаимодействия работала, нужно убедить операторов пользоваться чек-листами. Для этого можно издать приказ для машинистов и механиков об обязательном ежедневном заполнении чек-листов. В случае возникновения неисправности начинается техническое расследование причин и если оператор проигнорировал неполадки (или не оставил об этом запись), его штрафуют. Штрафы не покроют полностью потери от простоя или поломки техники, но они заставляют операторов быть внимательнее и более ответственно относиться к своей работе.