Ставки сделаны

текст: Александр Барабанов, фото: depositphotos.com

0
90

С 1 января 2020 года вступило в силу постановление правительства РФ о повышение утилизационного сбора на автомобили. Изменения коснутся отдельных категорий автотранспорта, индексация ставок варьируется в диапазоне 9,62 – 73,7% в зависимости от типа, категории и возраста техники. Рост утилизационного сбора, вероятнее всего, негативно скажется на продажах всех видов техники в 2020 году. В то же время он уже простимулировал продажи в 2019‑м.

Утилизационный сбор в России ввели в 2012 году для компенсации затрат по переработке отслуживших свой срок автомобилей с соблюдением всех экологических норм и правил. Кроме того, он должен был стать барьером для ввоза в Россию разного рода дешевого «автохлама», а также для поддержки отечественного автопрома.

Рост утильсбора для грузовых машин – 17%

Сбор платят импортеры и производители автомобилей внутри России, при этом расходы последних полностью компенсируются из федерального бюджета. Вступившее в силу с 1 января 2020 года постановление о повышение утилизационного сбора – не первое изменение размера утилизационного сбора, в этот раз его увеличение связывают со снижением ввозных пошлин на автомобили в соответствии с требованиями ВТО.

Размер увеличения утильсбора зависит от ряда параметров: рабочего объема двигателя, массы и возраста автомобиля. Так, для машин с мотором объемом до 1 л ставки вырастут меньше всего – на 46,1%. Утилизационная плата за авто с ДВС 1–2 л подскочит на 112,4%. Максимальный рост предусмотрен для легковушек с моторами от 3,5 л – плюс 145%. Таким образом, утилизационный сбор для машин с мотором от 3,5 литра вырастет с 181 600 до 444 920 рублей для новых и с 700 200 до 1 715 490 рублей для автомобилей в возрасте от трех лет.

Утилизационный сбор будет проиндексирован и для коммерческого грузового транспорта различного назначения (шасси), седельных тягачей, самосвалов, фургонов, в том числе и рефрижераторов, прицепов всех типов – полных, полуприцепов, с центральной осью, микроавтобусов и автобусов. Средний рост ставок сбора для грузовых автомобилей составит 17,46%, однако для разных категорий техники показатели существенно отличаются. В частности, для автомобилей массой от 20 до 50 тонн утилизационный сбор повысится на 21,5%, а для седельных тягачей массой от 12 до 20 тонн – сразу на 66,8%. Средний рост тарифов для прицепной техники составит порядка 28%.

Утилизационный сбор для автобусов в среднем станет больше на 25,7%, однако и в отношении разных категорий этого транспорта рост неодинаков. В частности, для подержанных автобусов с двигателем объемом до 2,5 л ставки вырастут на 26,1%, а для автобусов старше трех лет с моторами более 10 л – сразу на 73,7%.

Важно отметить, что эти данные заявлены для юридических лиц. Физлица оплачивают утильсбор по фиксированной ставке вне зависимости от объема ДВС: 3 400 рублей для авто в возрасте до трех лет и 5 200 – от трех лет.

Цены вырастут, спрос упадет

Главный вопрос для игроков автомобильного рынка и автовладельцев: «Как рост утилизационного сбора отразится на стоимости техники?» Так, из-за предыдущей индексации утильсбора в апреле 2018 года цены на автомобили выросли, при этом в прошлый раз индексация была ниже – от 15 до 90%. Еще до решения о повышении сбора ассоциация «Российские автомобильные дилеры» направила письмо на имя президента РФ Владимира Путина, в котором говорилось о рисках такого шага. В ассоциации указали, что рост ставок сбора приведет к увеличению цен на автомобили, что на фоне падения реальных доходов крайне негативно отразится как на самой отрасли, так и на экономике в целом.

Еще одно предупреждение – из-за нового утильсбора продажи некоторых автобрендов станут нерентабельными. Это, в свою очередь, может привести к закрытию 200–300 дилерских центров и увольнению не менее 20 тыс. сотрудников, а также сокращению налоговых платежей.

Инициировавшее повышение сбора Минпромторг РФ смотрит на ситуацию иначе. Там заявили, что на произведенные в России автомобили из-за индексации утилизационного сбора с 1 января 2020 года роста цены ждать не стоит.

Это заявление в ведомстве обосновали тем, что в отношении российских производителей действуют меры государственной поддержки. Что касается импортируемых машин, то доля индексации утилизационного сбора в их стоимости составляет от 2 до 5%. Это, по мнению Минпромторга РФ, опять же, не приведет к существенному удорожанию импортной техники в связи с индексацией ставок утилизационного сбора.

По оценкам экспертов, из-за роста утилизационного сбора итоговая стоимость техники может увеличиться на 2–4%. В настоящий момент доля утилизационного сбора в продукции компании в рекомендованной розничной цене составляет около 20%, с увеличением коэффициентов с 1 января 2020‑го она вырастет примерно до 25%. При этом крупные автоконцерны, такие как Volkswagen, Toyota, PSA (Peugeot-Citroen), GM-АВТОВАЗ, Volvo Trucks, подписавшие специальные инвестиционные контракты (СПИКи), могут рассчитывать на компенсацию расходов. 60% будут возвращены в течение трех-девяти месяцев после оплаты утилизационного сбора, а значит, цены на новые авто в 2020 году станут подниматься постепенно. Не исключено, что еще одним последствием роста ставок утильсбора может стать сокращение модельного ряда транспортных средств, представленных в России.

Эксперты резюмируют: рост утилизационного сбора с большой долей вероятности негативно скажется на продажах всех видов транспорта в 2020 году. Однако, как показывает статистика, в то же время он простимулировал продажи в 2019‑м. Так, по информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) реализация дорожно-строительной и специальной техники в РФ за первые шесть месяцев 2019 года возросла на 11%.