Пятница, 5 августа, 2022
spot_img

Итоги конференции SMART-АЗС 2022 «Поиск новых точек роста и технологическая эффективность в условиях перемен»

9-10 июня в Москве, в отеле «Метрополь» прошла конференция SMART-АЗС 2022 «Поиск новых точек роста и технологическая эффективность в условиях перемен», организованная Национальным нефтегазовым форумом.

Конференция открылась сессией «Рынок нефтепродуктов: перезагрузка». Ее модератором выступила Ольга Белоглазова, руководитель нефтегазовой практики компании Б1.

Открывая сессию, заместитель директора департамента нефтегазового комплекса Минэнерго России Роман Кабаков дал развернутый анализ ситуации на российском топливном рынке. Он отметил, что несмотря на значительную волатильность внешних цен розничные цены на автобензин оставались на относительно стабильном уровне. В среднем по 2021 году экспортный паритет оказался выше внутренней цены, то есть компании несли убытки, а демпфера не хватало для их покрытия. Для исправления ситуации в начале 2022 года было принято решение об увеличении компенсаций.

В 2021 году стабильными были и цены на дизтопливо, а демпфер сводил финансовые потери компаний практически к нулю. Однако в нынешнем году экспортный паритет на дизель превысил внутренние цены, то есть компании сегодня несут убытки при реализации этого вида топлива. Тем не менее, маржа всей корзины нефтепродуктов – относительно высокая, за первый квартал она составила 6,6 рублей за литр. Вместе с тем, расчеты показывают, что операционная окупаемость АЗС достигается при валовой марже около 5-6 руб./л, а с учетом инвестиций – около 8 руб./л. Поэтому несмотря на стабильное текущее положение необходимо продолжить разработку мер поддержки независимых АЗС.

Тему повышения маржи розничного бизнеса продолжил Максим Дьяченко, управляющий партнер ООО «Петролеум Трейдинг». Он отметил, что независимые АЗС в последнее время столкнулись с неожиданными вызовами (так называемые черные лебеди). Среди них – пандемия COVID-19 и локдаун, исторические максимумы биржевых котировок, падение цен из-за санкций. В итоге на начало июня, по данным «Петромаркета», средняя по стране чистая маржа торговли бензином на АЗС оказалась ниже нуля.

Как отметил М. Дьяченко, главная проблема независимых АЗС – волатильность оптовых цен. Но ее можно решить, используя инструменты срочного рынка и хеджирование рисков.

Учитывая низкую маржу розничного сектора, можно было бы ожидать высокой лоббистской активности игроков рынка, направленной на формирование новых компенсационных механизмов. Однако, как отметил депутат Государственной Думы РФ Юрий Станкевич, системной последовательной работы в этом направлении сегодня не просматривается. По крайней мере – на уровне законодательной власти. Ю. Станкевич напомнил, что в апреле Президент РФ Владимир Путин дал поручение подготовить новую редакцию Энергетической стратегии на период до 2050 года. Видимо, вслед за этим будут актуализироваться и генеральные схемы развития отдельных отраслей ТЭК, в том числе и нефтяной. Поэтому участники рынка должны как можно быстрее определиться со своими пожеланиями и предложить меры государственного регулирования, которые позволили бы повысить эффективность их работы.

Возможно, такой ярко выраженный лоббизм со стороны розничного топливного бизнеса отсутствует еще и потому, что ситуация в отрасли все же значительно лучше, чем в экономике России в целом. Данный вывод напрямую следует из доклада директора Института доказательной экономики Григория Баженова. Он отметил, что введенные западными странами технологические ограничения затрудняют модернизацию отечественных производственных мощностей. Но вот в сфере нефтепереработки уровень уязвимости существенно ниже, чем в среднем по промышленности РФ. Здесь существуют отечественные аналоги оборудования, альтернативные поставщиков плюс хорошая технологическая база. Благодаря наличию профицита внутренний рынок не будет испытывать нехватки нефтепродуктов даже в случае сокращения их производства. Кроме того, достигнутый уровень позволит работать без снижения качества топлива на горизонте трех-пяти лет.

Тезис о том, что отечественный потребитель может не опасаться ухудшения характеристик горючего, был подтвержден в докладе Виктора Чуякова, руководителя системы контроля качества и количества нефтепродуктов в сегменте сбыта моторных топлив ПАО «Газпром нефть». Он отметил, что чистый продукт класса 5 требует соответствующего обращения как в процессе производства, так и на этапах транспортировки, хранения и реализации. Поэтому в «Газпром нефти» каждая партия топлива перед отгрузкой с нефтебазы проходит лабораторные исследования и получает паспорт качества. Лабораторная служба проверяет горючее в автоцистернах, выезжающих с нефтебаз, а также на АЗС.

В рамках конференции состоялась презентация обновленной мобильной лаборатории контроля качества топлива «Газпром нефти». Участники мероприятия смогли увидеть своими газами процесс проверки горючего прямо на стоянке отеля «Метрополь». Экспресс-анализаторы мобильной лаборатории позволяют протестировать октановое число бензина, цетановое число дизтоплива, химический состав и плотность, концентрацию серы и воды, фракционный состав, давление насыщенных паров, температуру вспышки и другие параметры.    

Закрывая первую сессию, генеральный директор издательского дома «ИНФОТЭК»

Наталья Шуляр суммировала основные вызовы, стоящие перед отраслью. В частности, она обратила внимание на такой рудимент российского рынка, как нетбэк. «Абсолютно все знают, сколько стоит нефть на мировом рынке, но сколько она стоит в России – не знает практически никто, кроме профессиональных трейдеров. Почему этой информации нет в публичном пространстве? Это сделано абсолютно сознательно, порядка 25 лет нам навязывалась мысль: от вас ничего не зависит… При определении нетбэка используются котировки компании Argus. И у меня возникает вопрос: а почему Argus так вольготно себя чувствует на нашем рынке? И как вообще он попал в постановление правительства? И не пора ли переходить к внутренним показателям?»

«Должна произойти кардинальная трансформация сознания управляющего аппарата. Но я пока ее не вижу. Если ее не осуществить, то мы окажемся в очень сложной ситуации», – резюмировала Наталья Шуляр.

Вторая сессия конференции была посвящена теме «Цифровизация и роботизация бизнес-процессов АЗС: технологическая эффективность в условиях ограничений», ее модератором выступил эксперт Сергей Цисарчук.

Сессия началась с коллективной презентации сервиса «Яндекс Заправки». О его возможностях рассказали руководитель по работе с партнерами «Яндекс.Заправки» Леонид Иванов, глава исследовательского центра «Дискурс» Роман Кузнецов и директор Института доказательной экономики Григорий Баженов.

Масштабы и возможности нового цифрового проекта стремительно расширяются.  

Если в декабре 2020 года реализация топлива через «Яндекс.Заправки» составляла 80 млн литров, то в декабре 2021 года она достигла 135 млн литров. К сервису подключены уже более 10500 АЗС. Он предоставляет множество опций для владельцев заправок и их клиентов. В частности, любая сеть АЗС, подключенная к сервису, может настраивать скидки для пользователей в личном кабинете. Сервис сообщает о стартовавших акциях с помощью ряда рекламных инструментов. Создана система рассрочки для такси, предусмотрена возможность оставить безналичные чаевые заправщикам.

Но «Яндекс.Заправки» – это не единственная цифровая среда для участников и клиентов топливного бизнеса. В ходе второй сессии Артем Скворцов презентовал созданное им первое в России мобильное приложение для оплаты топлива на АЗС Benzuber. К нему подключено уже более 7500 АЗС и свыше 1 млн пользователей по всей стране. Как подчеркнул А. Скворцов, его детище позволяет автомобилистам придерживать «принципа четырех не»: не стоять в очереди, не ходить в кассу, не оставлять детей в машине и не брать с собой кошелек. Сегодня для системы Benzuber открываются новые перспективы, так как с российского рынка ушли основные конкуренты, предоставлявшие возможности оплаты с помощью телефона (Visa, MasterCard, Apple Pay, Google Pay).

Цифровизация не только облегчает жизнь клиентам АЗС, но и позволяет решить важнейшие проблемы розничных сетей. Это наглядно продемонстрировал в своем докладе владелец группы компаний РусХОЛТС Александр Кузьмин, который обозначил глобальные вызовы для автозаправочного бизнеса и методы их преодоления. В частности, массовый переход на удаленную работу приводит к тому, что на АЗС станет меньше утренних посетителей. Поэтому нужно изменять процессы маркетинга, вместо жесткого годового плана переходить на гибкую методологию Agile с ежемесячным тестированием гипотез.

Еще один вызов связан с тем, что в мире наблюдается снижение спроса на товары, реализуемые в том числе и на АЗС: продукты питания, сигареты и даже топливо. Как следствие, на складах и полках выросло число невостребованных товаров. Решение этой проблемы заключается в использовании максимально гибкого программного обеспечения категории «автозаказ». Цифровизация также поможет и при восстановлении цепочек поставок, которые сегодня по всему миру сыплются, как карточный домик.

В свою очередь, руководитель автомобильных исследований «М-Холдинга» Валерий Храпов представил взгляд со стороны клиентов на цифровизацию и роботизацию бизнес-процессов АЗС. Он отметил, что важно придерживаться трех принципов: автоматизируйте то, что не приносит ценности; вознаграждайте клиентов за их работу; придавайте больше человечности внедряемым технологиям.

Генеральный директор DVG MEDIA Анна Павлюченко рассказала о практике согласования вывесок и стел на АЗС и о возможностях автоматизации данного процесса.

Третья сессия носила название «Сопутствующий бизнес на АЗС: монетизация новых идей» (модератор – президент Независимого топливного союза Павел Баженов).

Большой интерес аудитории вызвало выступление Сергея Доброва, директора по маркетингу компании QUMMY. Он поделился опытом организации горячего питания на трассовых АЗС. Еда готовится на фабриках-кухнях, готовые блюда замораживаются при помощи технологии «Умный лед» и затем всего за пять минут возвращаются в состояние «из-под ножа» с помощью специальных печей QUMMY.

Евгений Веретенник, представитель ООО «Мосрегионгаз», рассказал о работе сети АЗС «ЛЕТО» в Республике Крым. Он отметил основные трудности бизнеса в Крыму: ограничения по отгрузкам в адрес крымских организаций; отсутствие системообразующих банков и внятных программ долгосрочного банковского кредитования; проблемы в области земельные правоотношений. Но преимущества все же перевешивают. Это, прежде всего, высокий спрос на топливо за счет туристического потока (а закрытие аэропортов привело к еще большему росту автомобильного туризма). К тому же в Крыму нет ни одной АЗС вертикально интегрированной нефтяной компании.

Актуальную и весьма дискуссионную тему – необходимость возврата пива на АЗС – в своем выступлении поднял и.о. президента АО «АБ ИнБев Эфес» Ораз Дурдыев. Он отметил, что реализация слабоалкогольных напитков на автозаправочных станциях не влияет на аварийность на дороге и не приводит к увеличению случаев вождения в нетрезвом виде. Зато возвращение пива на торговые полки автозаправок поддержит пивоваренную и смежную отрасли, косвенно повлияет на сдерживание цен на топливо, а также сместит потребление в сторону слабоалкогольных напитков и поспособствует деалкоголизации населения. А существующие ограничения, наоборот, чреваты ростом нелегального рынка и распространением контрафактной продукции.

Завершая третью сессию, главный редактор журнала «Директора АЗС» Екатерина Бабенкова рассказала о швейцарском опыте функционирования кооперационных логистических центров для магазинов на АЗС.

Во второй день конференции состоялись сессии «Электромобили – новая точка роста для SMART-АЗС?», «Газомоторное топливо: развитие рынка в условиях перемен», «Придорожный сервис и внутренний туризм: АЗС и развитие территорий».

spot_img
spot_img

Новости

Завод «Борус» расширил модельный ряд навесного оборудования

Красноярский машиностроительный завод «Борус», производитель навесного оборудования для дорожно-строительной и горнодобывающей техники, наладил производство лесозахватов для импортных фронтальных погрузчиков.
spot_img

Читайте также: