Пятница, 19 апреля, 2024

Выбор масла для зимы

Зимы в Сибири уже не те, однако временами и местами крепкий мороз случается. Поэтому надежный запуск спецтехники в холода по-прежнему актуален. Подогрев двигателя, заряженный аккумулятор и правильное масло – вот три принципиальных условия безотказного и ресурсосберегающего подхода к работе техники. Героем нашего обзора станет последний, но не самый маловажный критерий – выбор смазочных материалов.

Брендов, выпускающих автомасла – много. На слуху, на виду и в интернете можно встретить десятки марок. Для специалиста сочетания букв – ЛУКойл, ТНК, Liqui Moly, Castrol, Mobil, Mannol, Shell, Total, ESSO, ELF, Valvoline, Agip, Luxoil, Texaco, Chevron, Neste Oil, Addinol, Spectrol – как для доктора верные рецепты от зимней спячки. Поэтому несведущему водителю-мотористу или менеджеру, которому необходимо подобрать для парка спецтехники нужную смазку, он с легкостью даст экспертный совет. На основании каких знаний он это сделает, мы и расскажем ниже.

Залил и забыл или залил и поменял?

Почти у всех известных брендов есть смазочные материалы для двигателей, трансмиссий, гидравлических систем т.п. Для какого бы узла или системы они не предназначались, их всех объединяют зимние условия эксплуатации, а следовательно, проявление такого своего свойства как вязкость. В холода используют два типа масел – зимние либо всесезонные. Плюсы и минусы есть и у того и другого вида смазки.

Всесезонные масла для двигателя применяются весь год. В формулу включены специальные вещества, влияющие на вязкость в различных температурных средах. Кроме того, они отвечают за градиент скорости сдвига, т.е. быстроты перемещения двух трущихся поверхностей при наличии определённого объеме жидкости между ними. Наличие присадок способствует более легкому запуску холодного мотора и его разогрева до рабочих температур. Еще одним плюсом “всесезонки” является его способность сберегать внутреннюю энергию двигателя, что отражается в целом на экономичности агрегата.

Зимние смазочные материалы также имеют свои сильные стороны. Они ниже по цене всесезонных. “Рожденные” производителем с малой вязкостью, они лучше смазывают движущиеся детали двигателя на этапе старта и дают больше гарантий запуска мотора с “нуля”, т.е. когда на улице ранним утром минус тридцать. Помимо этого зимние масла не подвержены деструкции, т.е. разрушению своей смазывающей способности, в то время как всесезонные из-за низких температур, т.е в тяжелых условиях эксплуатации, может потерять первоначальный коэффициент вязкости.

По классификации моторных масел упомянем основную систему, установленную SAE и содержащую 11 классов: шесть с буквой W (winter) и пять – летних. Всесезонные масла соответственно маркируются двойным образом, где сначала учитывается зимние температурные условия эксплуатации, а затем – летние.

Традиционно масла делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. Для зимы актуальные последние два типа. Синтезированная органическая основа таких масел формирует необходимые для работы двигателя при отрицательных температурах такие свойства как смазочная способность, низкая испаряемость/температура застывания, экологичность, уровень осадка на узлах двигателей. Кроме того хорошее трение деталей обеспечивают “безболезненный” запуск и пониженный расход топлива. Весь этот спектр преимуществ при холодном запуске мотора с охотой используется в сибирские зимы.

Например, температура застывания масла NESTE TURBO SUPER 10W-40 – 39°С. Это специальное синтетическое масло для высокомощных дизельных двигателей, с длительным сроком замены. К его особым свойствам можно отнести то, что оно превосходно предотвращает полировку цилиндров, обеспечивает чистоту двигателя, предотвращает образование лакообразных наслоений, вызываемых нагаром, защищает цилиндры и клапаны от износа, предотвращает ржавление и коррозию, нет пенообразования. Можно также использовать в дизельных двигателях как с турбонаддувом так и без турбонаддува.

 Формула хорошего масла

Современные технологии в химической промышленности позволяют генерировать высокоэффективные масла, отвечающие жестким требованиям, которые предъявляются производителями спецтехники к обслуживанию двигателей внутреннего сгорания. Основными компонентами являются качественные базовые масла и специальные присадки. Качественные антифрикционные и термостойкие базовые масла вкупе с присадками создают современный смазочный материал длительного использования. Набор присадок в современном синтетическом масле может занимать до 20% его состава. В зимнее масло обычно добавляют два вида присадок:

  • беззольные дисперсанты – предотвращают загрязнение, образование отложений на деталях двигателя и фильтров;
  • депрессорные присадки (антигель) – уменьшает вероятность образования кристаллов парафина в дизельном топливе и соответственно улучшает прохождение топлива по топливопроводам и через фильтр очистки.

На сегодняшний день десятки брендов, под которыми продаются те или иные масла и смазочные материалы, используют разную стратегию создания конечного продукта. Наиболее оптимальным считается производство собственного качественного базового масла и сотрудничество с компания, изготавливающими качественные присадки. К таким брендам можно отнести как отечественные масла, так и зарубежные. Так, например, финская Neste Oil делает свой продукт из собственных базовых масел NEXBASE®. Эти жидкости производятся с применением современных технологий. Для доведения своего продукта до высоких потребительских стандартов компания использует присадки таких ведущих производителей как Infineum, Lubrizol, Oronite и Afton. Официальная позиция финнов гласит, что “в разработке смазочных материалов Neste Oil учтены суровые северные условия с очень большими сезонными перепадами температур”.

Проверка на масло

В заключение хотелось сказать, что зима это то время года, когда проверяется прочность и надежность всех составляющих спецтехники. А в отношении людей – знания эксплуатации техники. Чтобы техника заводилась зимой и работала эффективно, нужно следовать простым и советам.

При выборе масла прежде всего обратиться к требованиям производителя техники. Требования основаны на ГОСТах и стандартах. Исходя из требований производитель рекомендует те или иные бренды. Современный тренд – это всесезонные масла. Обслуживая спецтехнику, важно соблюдать допуски и стандарты, приведенные в ПТС. Инструкции по эксплуатации в обязательном порядке содержат параметры масла из линейки 11 классов SAE. При покупке техники стоимостью в несколько миллион рублей игнорировать рекомендации производителя – значит подвергать коммерческий транспорт риску сокращения срока эксплуатации, а порой и выхода из строя отдельных узлов и механизмов.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: