Рынок бульдозеров в России в 2020 году

текст и фото: ID-Marketing

0
127

Сразу хотелось бы отметить, что видимая емкость рынка состоит из трех частей (экспорт, импорт, производство). Экспортные поставки отечественной техники занимают незначительную часть, поэтому за основу мы взяли производство и импорт гусеничных бульдозеров. Причем импортная составляющая будет рассмотрена с точки зрения ввоза только новых машин. Говоря о производстве, стоит отметить, что даже 10 лет назад доля отечественных машин в общем объеме рынка находилась на уровне 60%, но после 2008 года, когда случился первый мировой кризис в новом тысячелетии, доля российских компаний стала неуклонно снижаться. По данным последних лет на отечественные компании приходится до 37% выпущенных гусеничных бульдозеров, причем это значение имело место в 2019 году, когда объемы импорта резко сократились. В натуральном же выражении мы можем наблюдать стагнацию, которая продолжается уже не менее четырех последних лет.

В импортной составляющей после кризиса 2014 года и последующих падений ввоза в 2014, 2015 и 2016 годах, в 2017 году мы получили положительную динамику прироста рынка в натуральном выражении, которая продолжилась в 2018 году, но уже по итогам 2019 года объемы импорта гусеничных бульдозеров откатились до уровня 2017 года. В первом полугодии 2020 года, несмотря на сложную ситуацию, вызванную пандемией коронавируса и ростом курса иностранных валют, объемы импорта в сравниваемых периодах имели схожие значения, и даже поквартальная динамика не показала значительных изменений.

Импортный сегмент бульдозеров разделим на 3 вида: малые (до 100 л. с.), средние (100–350 л. с.) и тяжелые (свыше 350 л. с.). В сегменте малых бульдозеров везется в основном подержанная техника, а новой буквально единицы, что и отражается в графике. Тяжелый сегмент достаточно узкоспециализирован, и спрос на него зависит напрямую от развития горнодобывающей отрасли.

Наиболее емкий и интересный нам сегмент – это средние гусеничные бульдозеры, доля которых в разные периоды находилась в пределах 77–84%.

Анализируя страны производства средних гусеничных бульдозеров, явно прослеживается лидерство стран Азиатско-Тихоокеанского региона во главе с Китаем. Даже несмотря на введение в конце 2015 года антидемпинговых пошлин сроком на пять лет на китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 л. с., китайские бренды продолжают лидировать в отечественном импорте. Среди основных производителей выделяются SHANTUI, ZOOMLION, HBXG и SEM. На общем фоне влияния заградительных пошлин заметно низкая доля LIUGONG. В то время, как на бульдозеры SHANTUI, ZOOMLION, HBXG ставка пошлины равнялась 11,31%, 13,8% и 9,65%, то на бульдозеры LIUGONG она составила 44,65%, что сделало практически не выгодным поставки данный техники из Китая. Поэтому не удивительно, что за все рассматриваемые периоды в Россию было ввезено всего 17 машин среднего класса.

Япония находится на второй позиции по общим объемам импорта, но с точки зрения марочной структуры представлена всего одним брендом KOMATSU.

На заводе Caterpillar Rayong Tractor в Тайланде производятся гусеничные бульдозеры средней мощности соответствующей марки, при этом объемы поставок в Россию позволяют занять третье место в общем рейтинге. Кроме Тайланда, к нам поступали бульдозеры Caterpillar, собранные в США, Бразилии и Франции.

В Австрии на заводе Liebherr-Werk Telfs GmbH выпускаются бульдозеры Liebherr для отечественного рынка. В Бразилии, кроме уже упомянутой марки Caterpillar, выпускается техника JOHN DEERE и CASE.

Региональное распределение импортных поставок средних гусеничных бульдозеров полностью отражает географию импорта и расположение основных представителей брендов по регионам. Обилие техники из Японии и Китая в большинстве случаев будет свидетельствовать о лидерстве Дальневосточного региона. В частности Приморский край возглавляет этот список, Амурская область и Хабаровский край на 4 и 5 местах соответственно.

Далее идет центральный регион во главе с Москвой (ООО «КОМАЦУ СНГ», ООО «ЛИБХЕРР-РУСЛАНД», ООО «ХАЙГЕР БАС РУС») и Московской областью (ООО «ЦЕППЕЛИН РУСЛАНД», ФИЛИАЛ КОРПОРАЦИИ «ДЖОН ДИР АГРИКАЛЧЕРЭЛ ХОЛДИНГЗ, ИНК.»(США), ООО «ЗУМЛИОН ХЭВИ ИНДУСТРИ РУС»).

Наиболее популярной маркой в российском импорте является Shantui. В 2020 году прирост поставок китайского бренда составил 78% по отношению к предыдущему периоду прошлого года. Несмотря на довольно значительное падение, равное 45%,  Komatsu сохранили одно из ведущих позиций. Caterpillar на третьем месте.

Стоит отметить, что сравнивая полугодовые показатели, мы наблюдаем совершенно разные картины по отношению к каждому бренду.  Zoomlion, занимающий четвертую позицию, на 85% увеличил свои поставки, что позволило бренду выйти на текущие показатели. А вот Liebherr на 48% сократил поставки средних гидравлических бульдозеров.

Анализируя общие показатели ввоза средних бульдозеров за полные года, начиная с 2017-го, стоило отметить, что из десяти ведущих марок только Komatsu и  Zoomlion избежали падения, остальные закончили год с отрицательными показателями. SEM так же не входит в это число. И к 8%-му снижению объемов импорта в 2019 году в 2020 мы получили рост, равный 363%-ам.