Пятница, 26 апреля, 2024

В дорожной отрасли Красноярского края назревает скандал

В дорожной отрасли Красноярского края назревает очередной скандал. Главные действующие лица все те же: АО«Новосибирскавтодор», АО «Енисейавтодор» и федеральное казенное учреждение “Упрдор «Енисей», называвшееся до марта нынешнего года «Байкалуправтодором».

Суть в следующем: 13 июня 2018 года ФАС России отменила итоги рассмотрения первых частей заявок аукционов на право заключения долгосрочных контрактов на содержание федеральной автодороги Р-255 «Сибирь» в южной и западной группах районов Красноярского края, по результатам которых от участия в аукционах были отстранены два государственных предприятия края – Ачинское и Балахтинское ДРСУ.

ФАС выдала предписание на устранение нарушений управлению дорог «Енисей» и возврату необоснованно отстраненных предприятий к участию в аукционах, которые состоятся в ближайшее время –  ориентировочно в конце июня –  начале июля.

На первый взгляд, рядовая ситуация. Ну, напутали что-то специалисты из ФКУ «Упрдор «Енисей», составлявшие конкурсную документацию, антимонопольщики их поправили… Мелочь. Правда, мелочь эта имеет совокупную цену более четырех миллиардов рублей…

И еще одна деталь: после того, как краевых дорожников к торгам не допустили, новосибирцы, вышедшие на аукцион, без боя отдали лот акционерному обществу «Енисейавтодор» и другим аффилированным фирмам АО «Новосибирскавтодора».

Интересно, что генеральный директор «Енисейавтодора» Александр Новоселов является заместителем председателя Совета директоров АО «Новосибирскавтодор», а устав АО «Енисейавтородор» подписан председателем совета директоров АО «Новосибирскавтодор» Дмитрием Пингасовым…

Словом, не торги получились, а борьба нанайских мальчиков… И плывут дорожные миллиарды уже который год в одни и те же руки. Ведь «шалят» с антимонопольным законодательством на территории Красноярского края вышеозначенные компании давно, и, несмотря на то, что название управления автомобильных дорог, размещающих лоты на ремонт федеральных трасс на территории Красноярского края, Тувы и Хакасии сменилось недавно с «Байкала» на «Енисей», позиция главы этого ведомства Сергея Аникина остается незыблемой. Местные дорожные предприятия снимаются с торгов под любым предлогом, а компании, среди учредителей которых есть фамилия Пингасов, побеждают на аукционах с завидной регулярностью.

Говорят, что самыми важными победами в жизни человека являются победы над самим собой. АО «Новосибирскавтодор» и его аффилированные компании делают это на торгах, устраиваемых ведомством Аникина, постоянно, с неизменным триумфом и блеском. Есть чему позавидовать…

Об этом газета «Красноярский рабочий» совместно с «Бюро журналистских расследований ФАКТ» писали неоднократно. Глава АО «Новосибирскавтодор» господин Пингасов пытался даже в судах защитить «честь, достоинство и деловую репутацию», но, не смотря на мощную административную поддержку в лице своего земляка, тогдашнего губернатора Красноярского края Виктора Толоконского, у него это не получилось.

Ни одного факта, изложенного в наших статьях, истец не смог опровергнуть. Более того, суд указал, что журналист вполне резонно «высказал озабоченность сложившейся ситуацией» и пытается обратить на нее внимание общественности. К сожалению, ни народные избранники, ни правоохранительные органы эту «озабоченность» тогда не разделили. Как говорил незабвенный Виктор Степанович Черномырдин: «Никогда такого не было, и вот опять…».

Чтобы понять, что же произошло во время майских торгов и почему профсоюз дорожников так встревожился по этому поводу, стоит вспомнить события двухлетней давности, когда заговорили об акционировании государственных дорожных предприятий.

Дело это представляли нам как решенное, при этом краевые власти уверяли, что для рабочих ничего не изменится, все социальные гарантии, которые давало им госпредприятие, у них останутся, ведь контрольный пакет акций будет в краевой собственности!

Правда, это на словах. А на деле у тогдашнего губернатора Толоконского было свое «видение» процесса. Он настоятельно «рекомендовал» произвести «инвестиционные вливания» в Балахтинское и Ачинское ДРСУ, и сделать это должен был ни кто иной, как АО «Новосибирскавтодор».

Казалось бы, что плохого в инвестициях? Это же возможность развиваться, вывести предприятие на новый уровень… Но среди тех, кто был в курсе истинного положения дел, бытовало иное мнение: это, по сути, никакое не инвестирование, а перекладывание государственных денег из одного кармана в другой.

Предполагалось, что «инвесторы» выиграют полумиллиардные торги на капитальный ремонт участка федеральной автодороги вблизи Балахты (в том, что это произойдет, можно было не сомневаться при таком-то лоббисте!), отдадут деньги балахтинским дорожникам, на которые те проведут ремонтные работы и… вуаля!

Казенные средства стали «инвестициями», вложенными в предприятие, которое в недалеком будущем подлежит акционированию. Как вы думаете, что произойдет, когда это самое акционирование состоится? Кто придет и потребует у края свою долю за «честно вложенные инвестиции»?

Но в тот раз не получилось, не срослось. Возмутились профсоюзы, в прессе поднялся шум, усомнились в правильности этой идеи краевые депутаты, в том числе спикер, а ныне врио губернатора Красноярского края Александр Усс… Тема, что называется, зависла.

После того, как Виктора Александровича Толоконского вежливо, но настойчиво попросили на «выход», ненадолго показалось, что идею прибрать к рукам краевую собственность с использованием административного ресурса компании господина Пингасова должны оставить, но нет…

Есть еще, как выясняется, ресурс в «ресурсницах»: сидят до сих пор в казенных кабинетах люди, готовые спустить за бесценок государственную собственность.

А в том, что нынешняя ситуация –  это попытка не мытьем, так катаньем, а точнее, не ремонтом, так содержанием прибрать госпредприятия к рукам, Виктор Георгиевич Медведев, председатель краевого профсоюза работников транспорта и дорожной отрасли, не сомневается.

Выиграв лот на капитальный ремонт участка дороги в десяток –  другой километров, дорожное предприятие, не имеющее поблизости от ремонтируемого участка собственного производства, возможно, с грехом пополам сумеет отремонтировать этот участок: своей техники понагонит, вахтовые вагончики или даже передвижной асфальтовый заводик поставит, ну, субподрядчика на какие-то работы привлечет…

А вот для того, чтобы дорогу качественно содержать, то есть чистить снег и лед, косить на обочинах бурьян, наносить разметку, следить за дорожными знаками и т. п., надо иметь постоянную дислокацию вблизи обслуживаемого участка, иначе ничего не получится.

Ачинское и Балахтинское ДРСУ содержат участки федеральных автодорог уже более полувека. Доходная часть от выполнения подобных работ составляет около 40 процентов суммарных доходов этих предприятий.

Кроме того, дорожники государственных предприятий края обслуживают еще более 6 тысяч километров автомобильных дорог в районах своего присутствия.

Правда, эти работы, в отличие от обслуживания федеральных, которые финансируются на 100 процентов от норматива, находятся на критическом уровне рентабельности, равны нулю или убыточны.

Содержание и обслуживание краевых, муниципальных дорог финансируется по остаточному принципу: в среднем по краю эта цифра составляет 27 процентов от норматива, а улично-дорожной сети –  всего 5 процентов от норматива. Остальные деньги должны находить местные власти. А их у них, как правило, нет. Поэтому в таких лотах ни «Енисейавтодора», ни «Новосибирскатодора» не увидишь: им это неинтересно.

Именно госпредприятия обеспечивают безопасность региона, доступность отдаленных населенных пунктов, сохраняют уличную сеть в деревнях и поселках.

И делают это за счет перераспределения своих доходов, в том числе полученных за работу на федеральных дорогах. Именно поэтому полтора года назад, в разгар скандала вокруг попытки рейдерского захвата государственных дорожных предприятий, тогдашний председатель Законодательного Собрания, а ныне врио губернатора Красноярского края Александр Усс сказал, что государственные дорожные предприятия «трогать» не надо…

По мнению председателя профсоюза работников дорожной отрасли и транспорта Виктора Медведева, нынешняя попытка отстранить Ачинское ДРСУ и Балахтинское ДРСУ от обслуживания федеральных автодорог –  это первый шаг к тому, что после акционирования они попадут в частные руки.

Есть вероятность, что после того, как у этих предприятий отберут обслуживание федеральных дорог, начнутся сокращения, высококвалифицированные кадры останутся без работы, ну а те, кто будет принят в работающие на территории Красноярского края дорожные компании, контролируемые господином Пингасовым, останутся, по мнению профсоюзного лидера, без необходимой социальной защищенности, что доказано опытом работы «варягов».

Отсутствие профсоюзов на подведомственных предприятиях –  принципиальная позиция руководства «Новосибирскавтодора».

– Мне не понятно, о чем думают те, кто должен защищать интересы жителей края, безопасность региона, –  говорит Медведев. –  Ведь мы с такой политикой дойдем до того, что появятся поселки и деревни, до которых не доберется скорая, из которых ребятишки не смогут уехать на занятия в школу. А там и райцентры в период распутицы окажутся отрезанными. При таком неприкрытом лоббировании интересов одной из компаний все произойдет очень быстро. Руководители, рабочие коллективы, и мы, профсоюзы, будем защищать интересы государственных предприятий до конца. Что же касается доступности малых деревень, отдаленных поселков, я надеюсь, руководство края об этом задумается…

Впрочем, пока редкую прозорливость проявляют только новосибирские хозяева частных дорожных предприятий. Правда, от дум о судьбе отдаленных территорий они далеки…

Проанализировав различные ресурсы по размещению вакансий, профсоюзные лидеры дорожной отрасли края обнаружили, что еще до начала торгов СМИ пестрили объявлениями о начале набора рабочих и специалистов по обслуживанию дорог, хотя на тот момент такими работами дорожное предприятие «Енисейатодор» на территории Красноярского края в принципе не занималось. А это значит, что в своей победе на торгах его руководство было совершенно уверено.

В общем, если это не коррупция, тогда я не знаю, что такое коррупция.

Александр Усс поддержал борьбу профсоюзов дорожников края с произволом частников

Врио Губернатора Красноярского края Александр Усс прокомментировал пресс-конференцию, прошедшую в Доме журналиста 3 июля, на которой красноярские профсоюзы дорожной отрасли выступили резко против рейдерских захватов, поддержанных управлением дорог «Енисей».

«Хотелось бы поддержать наших дорожников. Участвовать в торгах могут и должны все: москвичи, новосибирцы, красноярцы… Но борьба должна быть честной, – уточнил Александр Усс. – Два года назад мы пресекли хамскую попытку продать муниципальные дорожные предприятия. А сегодня, судя по всему, взят курс на их экономическое удушение, исходя из того, что и Ачинское и Балахтинское ДРСУ второй раз подряд практически выбросили из процедуры проведения аукциона. ФАС выдал предписание на повторные торги и честное рассмотрение наших местных заявок».

Напомним, что в данный момент продолжается жесткое противостояние между государственными дорожными предприятиями и частниками из Новосибирска. Иного названия для сложившейся ситуации, кроме как «рейдерский захват», подобрать не получается.

«Сегодня наше Упрдор «Енисей» ведет губительную работу в отношении дорожников Красноярского края. Еще 28 мая 2018 года по необъективным причинам Балахтинское ДРСУ и Ачинское ДРСУ снимаются с аукциона, – рассказывает о начале конфликта председатель профсоюзного комитета дорожников края Виктор Медведев. – Все три члена комиссии отказывают в допуске муниципальщикам и, тем самым, решают судьбу дорог в крае».

Что удивительно, к участию допускаются два частных предприятия: обанкротившаяся ОАО ДЭП 369, которая была выкуплена «НовосибирскАвтодор» и созданная на коленке «ЕнисейАвтодор». После отстранения от аукциона наших местных дорожников «НовосибирскАвтодор» снимает свою кандидатуру и остается только «ЕнисейАвтодор», не имеющий никакого опыта в содержании автомобильных дорог. Удобно, не правда ли?

Обращения к Путину и федеральному ФАС, прокуратуру и ФСБ сделали свое дело и действия Аникина, в лице его комиссии, были признаны незаконными, а торги аннулированы. Но что бы вы думали? В спешке, Аникин Сергей Александрович назначает на 26 июня вторые торги на дороги от Красноярска до монгольской границы. Нереальная протяженность для обслуживания. Ситуация с отстранением Ачинского и Балахтинского ДРСУ повторилась без малейших изменений – профессионалы удалены на второй план, а новички, причем, частники – в фаворитах.

Сейчас один вопрос крайне актуален, ведь из-за волокиты, устроенной начальником Упродор «Енисей», дороги остались без обслуживания.

«Самый главный вопрос – безопасность! – сетует Виктор Медведев. – Дело в том, что частные предприниматели не собираются содержать наши региональные дороги. Сегодня в случае аварий некому будет растащить транспорт и ликвидировать ситуацию! С 1 июля наши дороги без присмотра. Я от имени профсоюза требую освободить от занимаемой должности господина Аникина. Человек должен быть предан народу Красноярского края и своему делу, а не закулисным играм с частными предпринимателями!».

К слову, профсоюзы дорожников стараются сдержать работников от пикетов и других акций. Ведь это не просто экономическая борьба с рейдерством, это борьба социальная – за благополучие и целостность семей.

39 районов Красноярского края могут остаться без дорог

26 июня в Союзе журналистов края состоялся круглый стол «Как торгуют красноярскими дорогами». Рейдерский захват со стороны «Енисейавтодора» под руководством Александра Новоселова обсуждали председатель Союза журналистов Красноярского края Дмитрий Голованов, председатель профсоюза работников дорожной отрасли и транспорта Виктор Медведев и приглашенные к диалогу зам. начальника отдела контроля закупок Красноярска УФАС России и исполняющий обязанности начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Красноярского края.

По словам Медведева, «камнем преткновения», стали контракты на содержание федеральной автодороги Р-255 «Сибирь» в южной и западной группах районов Красноярского края. По итогам рассмотрения первых частей заявок аукционов, Ачинское и Балахтинское ДРСУ были отстранены от участия. Самое интересное, что организаторами «миллиардного» аукциона была допущена ошибка и пункт о том, что требуется опыт в дорожных работах не менее трех лет, включен в договоры не был. Это привело к тому, что недавно созданный «Енисейавтодор», не имеющий практики по данным дорожным объектам, выиграл аукционы. Ачинское и Балахтинское ДРСУ были отстранены от участия в тендера из-за несоответствия нормативам щебеночно-гравийного и асфальтно-бетонных смесей для укладки дорог. Позже выяснится, что с составами смесей все в порядке, но об этом позже.

«От Ачинского ДРСУ, а потом и Балахтинского, поступили жалобы в Красноярский УФАС России, – пояснила заместитель начальника отдела контрольных закупок Оксана Ильяшенко, – Цена контрактов превышала 1 млрд. рублей. Федеральная антимонопольная служба рассмотрела жалобы и постановила, что аукционы будут проведены повторно. 29 июня и 2 июля. Параллельно ведется расследование в рамках закона о защите конкуренции».

На данный момент контракты на обслуживание злосчастных дорог никому не принадлежат и ждут повторного аукциона. Звучит как хорошая новость. Правда, выяснилось, что в правилах повторных аукционов не включены все те же поправки о требуемом опыте проводимых работ. А значит «залетные» дорожники опять получат возможность решить судьбу дорог в Красноярском крае.

«Сегодня утром нас допустили до торгов, – рассказывает, приглашенный к обсуждению, председатель профсоюзного комитета ГПКК «Ачинское ДРСУ» Иван Хатчинов. – Были пересмотрены документы по составу бетона и никаких несоответствий не было выявлено. С уверенностью заявляю, что у «Ачинского ДРСУ» есть в наличии все ресурсы для обслуживания дорог. На каждом участке стоят бригады, готовые в любой момент приступить к обслуживанию».

Как ни странно, но ни у АО «Енисейавтодор», ни у ФКУ «Упрдор «Енисей» нет людей и машин для заявленных в контрактах работ. Более того, выяснилось, что в 2017 году, по выигранному при странных обстоятельствах аукциону, «Енисейавтодор» нанимало «Ачинское ДРСУ» в качестве подрядчика. Итак, что мы имеем? «Фирмы-однодневки» из других регионов внаглую перепродают контракты красноярским государственным предприятиям, у которых просто нет выбора. Так почему же неблагонадежные «товарищи» допускаются до аукционов?

Крайком профсоюза работает не покладая рук, чтобы добиться справедливости. Ведь если на ближайших аукционах все-таки победит «Енисейавтодор», муниципальные дорожники останутся без работы. Которую, тот час же, им предложит нечистый на руку сосед, правда неизвестно на каких драконовских условиях.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: