Что ждет рынок грузовых колесных дисков в 2020 году

текст: маркетинговое агентство MegaResearch, фото: depositphotos.com

0
67

Потребление колесных дисков для грузовой и специальной техники определяется не только уровнем спроса со стороны ее производителей. Основной объем этой продукции реализуется на вторичном рынке, который традиционно является локомотивом развития в периоды кризисов. Для заводов-производителей России текущая ситуация предоставляет отличную возможность для увеличения своей доли на рынке. Для этого им необходимо освоить выпуск колесных дисков новых типоразмеров и прежде всего тех, которые устанавливаются на сельскохозяйственную технику.

В этом сегменте российских производителей практически нет, а импортная продукция дорожает из-за роста курсов валют. Специалисты считают, что рынок колесных дисков диаметром от 20 до 54 дюймов довольно устойчив к кризисам, поэтому дают довольно благоприятный прогноз его развития – предполагается, что в самом худшем случае уровень потребления снизится на 3–3,5% и в ближайшие два года стабилизируется на этом уровне.

Кризис 2014 года

Во время кризиса 2014–2015 годов ведущие производители грузовых дисков прошли без потерь, большинство из них плавно наращивали обороты. Так, выручка ПАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод» по итогам 2016 года увеличилась относительно докризисных показателей на 37%, обороты ООО «Аккурайд Уилс Руссиа» выросли на 33%, а ООО «Агроколеса Белогорья» нарастило объемы производства более чем в 7 раз за счет относительно низкой базы в 2014 году.

Отрицательную динамику показало лишь ООО «Автокомпоненты – Группа ГАЗ», поскольку основные поставки этого предприятия были предназначены для обеспечения работы конвейера Горьковского автомобильного завода.

Эти показатели говорят о том, что устойчивость данного рынка в периоды турбулентности можно оценить как высокую. Это обусловлено тем, что большинство предприятий отрасли выпускает продукцию для разных марок автомобилей и в основном для вторичного рынка, который гораздо менее чувствителен к кризисам.

Что ждет рынок в 2020 году?

Доля импорта на рынке колесных дисков диаметром 20–54 дюйма в 2019 году составляла 49%. При этом российские производители выпускали в основном продукцию относительно небольшого размера (20–24 дюйма), которая устанавливается преимущественно на грузовые автомобили, прицепы, полуприцепы и автобусы. Потребность в колесах большего диаметра (они нужны в основном для сельскохозяйственной техники) покрывалась за счет поставок из-за рубежа.

Более половины импорта до сих пор шло из Китая, причем по большей части в Россию поставлялись колеса невысокого качества, которые выигрывали конкуренцию у аналогов исключительно за счет цены. Учитывая текущую эпидемиологическую ситуацию в мире, Китай может увеличить свою долю в российском импорте и еще больше усилить ценовое давление на отечественных производителей.

Вместе с тем новый кризис – это дополнительные возможности для российских предприятий по наращиванию своего присутствия на рынке, особенно в сегменте колес для сельскохозяйственной техники. Правительство России в последние годы дает сельскому хозяйству зеленый свет по всем направлениям, а по данным ассоциации «Росспецмаш», две трети тракторов и комбайнов, которые задействованы на полях, уже отработали свой ресурс. Поэтому техника будет заменяться и ремонтироваться, следовательно, спрос на запчасти в целом и колеса в частности сохранится при любом развитии событий.

Для того, чтобы стать более конкурентными, российским заводам нужно обратить внимание на качество и технологию изготовления своей продукции, а также сконцентрироваться на наиболее востребованных типоразмерах колес в сегменте техники для агропромышленного комплекса:

  • 38 дюймов – 24,5% от общего объема спроса;
  • 24 дюйма – 16,7% от общего объема спроса;
  • 20 дюймов – 12% от общего объема спроса;
  • 34 и 42 дюйма – по 11,8% от общего объема спроса.

Дополнительными преимуществами могут стать налаживание поставок колес в сборе с шинами, выполнение индивидуальных заказов мелкими сериями и предоставление отсрочки платежа, например на период посевной.

Как кризис повлияет на отрасль

В целом распространение коронавируса какого-либо сильного влияния на развитие рынка колес не окажет. Но производители техники для экономии финансовых ресурсов могут переводить персонал на сокращенную рабочую неделю в целях снижения риска заражения.

Динамика рынка зависит от экономического положения в стране и состояния отраслей, в которых может использоваться транспорт: грузоперевозки, строительство, в том числе дорожное, сельское хозяйство и др. Рост спроса на технику увеличивает потребность в колесах на первичном рынке (поставки на заводы по производству техники), соответственно, замирание экономической деятельности в кризисные периоды снижает объемы производства спецтехники и автомобилей и уменьшает размеры заказов комплектующих на сборочные конвейеры.

Что касается вторичного рынка (как в рознице, так и в оптовом звене), то он менее подвержен влиянию кризисов, т. к. при сильном износе колес транспорт передвигаться не может, и его владелец в любом случае вынужден покупать их и запускать технику в работу. Доля вторичного рынка в потреблении колес изучаемых типоразмеров составляет 80%, что еще раз подтверждает вывод о высокой устойчивости отрасли в кризисные периоды.

Прогноз развития рынка до 2022 года

Объем потребления на российском рынке колесных дисков диаметром от 20 до 54 дюймов будет зависеть от дальнейшего развития событий, связанных в первую очередь с падением мировых цен на нефть.

В оптимистическом сценарии падение рынка в 2020 году ожидается на уровне 1%. Дополнительным стимулирующим фактором может выступить увеличение финансирования по государственным программам поддержки сельхозпроизводителей, а также выделение средств на закупку грузовой техники и автобусов для муниципальных нужд.

Кроме того, спрос на отечественную продукцию может вырасти из-за удорожания импорта в связи с очередным падением курса рубля, а также в результате ужесточения требований государства по уровню локализации специальной техники, особенно предназначенной для агропромышленного комплекса.

В наихудшем варианте падение рынка по итогам 2020 года составит 3,5% и будет связано с уменьшением объемов производства транспортных средств, использующих колеса изучаемых диаметров. Потребление на вторичном рынке кардинально не изменится, т. к. периодичность обслуживания и ремонта работающей техники не связана напрямую с экономической ситуацией, а определяется межсервисными интервалами и общей степенью изношенности оборудования. На практике замена колесного диска на грузовом автотранспорте производится один раз в среднем в 7–8 лет.