Пятница, 6 декабря, 2024

Российское машиностроение: рост производства продолжается

Российские машиностроительные заводы увеличивают объемы производства и намерены расширяться за счет ввода новых мощностей. При этом они тянут за собой своих поставщиков сырья, материалов и комплектующих, стимулируя рост производства по всей технологической цепочке.

По словам Константина Бабкина, президента ассоциации «Росспецмаш», отечественные компании занимают на нашем рынке средних тракторов и дорожно-строительной техники (ДСТ) только 5%.

«Мы хотим провести новую индустриализацию. В России должны производиться основные виды машин для строительства, – считает он. – Мы верим, что экономика будет развиваться, что Россия станет местом, где выгодно производить машины. Мы к этому готовимся и надеемся поднять долю отечественных предприятий в производстве дорожно-строительной техники с 5 хотя бы до 60%».

Производитель сельскохозяйственной техники компания «Ростсельмаш», где Константин Бабкин является одним из бенефициаров, расширяет производство и планирует вывести на рынок новые виды машин – тракторы средней мощности от 170 до 300 л. с. Ранее эта техника на «Ростсельмаше» не выпускалась.

По данным компании, строительство тракторного завода «Ростсельмаш» заканчивается, уже в этом году планируется выпустить первую продукцию. Первое время завод будет работать в опытно-промышленном режиме, отрабатывая технологические процессы. После выхода на проектную мощность он будет способен выпускать до 15–18 тракторов в смену. На мощностях тракторного завода будет собираться и ДСТ.

На новые ниши, освободившиеся после ухода иностранных производителей, нацелен и тракторный завод «ДСТ-Урал», который расширяет линейку выпус­каемой продукции. Как рассказывает его генеральный директор Евгений Горелый, в 2022 году предприятие проседало по объемам выпуска из-за смены поставщиков комплектующих, однако уже в этом году есть превышение относительно 2021 года, а на следующий год планируется увеличить объемы производства относительно 2023-го на четверть. При этом «ДСТ-Урал», как говорит Евгений Горелый, спокойно конкурирует по цене с аналогичной китайской продукцией. Он отмечает, что конкуренция после ухода американских и европейских игроков с нашего рынка стала жестче, поскольку китайские производители ведут себя более агрессивно.

То, что Китай активно заходит на наш рынок, подтверждает и Константин Бабкин, отмечая, что поставки сельхозтехники из этой страны в Россию выросли примерно в пять раз. «Это очень серьезный конкурент, который поставляет неплохую технику по удивительно низким ценам. Конкуренция стала жестче. И раньше не было крупных комбайнов китайского производства. Сейчас они начинают появляться. Как и крупные тракторы», – говорит он.

Вездеход Силант

Владимир Антонов, генеральный директор компании «Четра», тоже называет основными конкурентами китайских производителей: «После ухода премиальных иностранных компаний при относительно невысоком курсе иностранных валют в период со второго полугодия 2022 года по первое полугодие 2023-го китайские производители фактически забили склады спецтехникой для дальнейшей реализации».

Компания «Четра» планирует и дальше наращивать производство: если в 2022 году рост реализации относительно 2021-го составил 20%, то по итогам этого года ожидается 23%. На дальнейшую перспективу компания закладывает ежегодное увеличение продаж как минимум на 10%. Среди основных факторов, способствующих росту, Владимир Антонов называет активную государственную поддержку в части продвижения техники российского происхождения, наличие утилизационного сбора и антидемпинговых пошлин в отношении техники из КНР, субсидирование лизинговых операций приобретения техники.

Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА) исторически производит комплектующие для дорожно-строительной техники, тракторов, автомобилей, ОЕМ-компонентов к насосному оборудованию и дизельным двигателям.

Генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев говорит, что на уверенную траекторию роста предприятие встало в 2021 году за счет существенного увеличения портфеля заказов и освоения новых видов продукции. Рост выручки и объемов производства в 2021 году относительного 2020-го составил 40%, в 2022-м – уже 70% год к году, по итогам 2023 года ожидается рост на 30%.

Александр Дмитриев выделяет три фактора, оказавших наибольшее влияние на показатели предприятия.

Первый: ЧЗСА производит критически важные комплектующие, установка которых на технику позволяет ей получить статус российской продукции. Понятно, что такие комплектующие пользуются спросом. «Когда начались проблемы и перебои с поставками импортных компонентов, заказчики, которые с нами исторически работали по ним, увеличили объем заказов, – рассказывает он. – Плюс появились новые заказчики, которые покупали компоненты у разных зарубежных производителей. Они тоже пришли к нам, так как понимают, что любые каналы параллельного импорта рано или поздно закроются и нужно иметь свое, российское».

Полуприцеп Тонар

Второй фактор – диверсификация производства, выпуск широкого ассортимента продукции для разных потребителей. «Что-то мы производим для сельскохозяйственной техники, что-то для промышленной, для насосного оборудования, поэтому, когда где-то происходит спад, он компенсируется ростом в других областях».

И, наконец, третье – освоение новых видов комплектующих. «Ежемесячно мы осваиваем пять-десять новых номенклатурных позиций для наших партнеров. Тем самым повышаем уровень локализации их продукции и увеличиваем для себя объем заказов», – рассказывает Александр Дмитриев.

Расширение производственной линейки выпускаемых компонентов подвигло предприятие три года назад заняться выпуском собственной самоходной техники под брендом «Силант». В составе линейки трактор-универсал и колесный вездеход для коммунальных нужд, а также вилочные погрузчики, оснащенные разными силовыми агрегатами – дизельными, электрическими и газобензиновыми.

Останавливаться чебоксарский завод не собирается: он продолжает инвестировать существенные средства в НИОКР, расширяет линейку выпускаемой техники, планируя в числе прочего запустить в производство электрические погрузчики грузоподъемностью 2,5 тонны. Надежное решение по этим машинам, как говорят на предприятии, пока не смогли предложить рынку даже азиатские производители.

По словам Александра Дмитриева, порядка 5% годовой выручки, которая по итогам этого года составит два миллиарда рублей, завод направляет на НИОКР. Собственный конструкторский отдел предприятия насчитывает около 15 человек, кроме того, ЧЗСА имеет партнерские отношения с резидентом «Сколково» компанией «Априорные решения машин», которая участвует в разработке новой и модернизации уже освоенной продукции завода.

Сейчас компания в состоянии выпускать на имеющихся мощностях порядка 300 вилочных погрузчиков в год. И хотя, как уже было сказано, ЧЗСА на этом рынке самый крупный российский игрок, главные здесь китайские производители, за которыми после ухода европейцев и японцев, по словам Дмитриева, осталась доля в 98%. Согласно таможенной статистике, за первые шесть месяцев этого года в Россию было ввезено более 13,2 тыс. вилочных погрузчиков.

Чтобы увеличить свою долю рынка, ЧЗСА намерен построить новый производственный корпус площадью более 4 000 кв. м, что позволит выпускать порядка тысячи единиц вилочных погрузчиков в год. Объем инвестиций в расширение производства – более 750 млн рублей. «Наша задача – масштабировать производство, обеспечить привлекательную себестоимость, нарастить объемы, занять хоть какую-то долю. И когда мы займем, условно, пять процентов рынка, можно уже будет двигаться дальше».

Мусоровоз КДМ

Увеличить производственные площади, а с ними и объем выпуска продукции намерен производитель прицепной техники – компания «Тонар». Как говорит ее генеральный директор Денис Кривцов, «с конца 2022 года рост непрерывный, и пока конца и края этому росту не видно. У нас заказы расписаны до конца 2024 года. И, как я понимаю, у остальных производителей тоже. Рынок растет, он сейчас на таких уровнях, на которых мы его никогда не видели. И это при том, что предложение ограничено, а если бы спрос удовлетворялся полностью, то я даже не представляю, на какие уровни он мог бы улететь».

Если в 2021 году «Тонар» выпустил порядка 5 000 единиц техники, в 2022-м – 5 500, то в этом году планируется выпустить 8 000, а в следующем – как минимум 12 тысяч.

«Причин роста несколько. Во-первых, раньше перевозки были в основном с запада в центральную часть, – объясняет Денис Кривцов. – Сейчас они переориентировались на восток, а это более длинное расстояние, растет плечо перевозки. Во-вторых, мы видим рост погрузки: растет строительный сектор, сырьевой сектор, добавились новые территории. И при всем при этом падает предложение техники: раньше у нас порядка половины рынка приходилось на поставки из Европы и Турции.

Европейские компании отказались от продаж в Россию, и импорт упал в разы. Вот такие ножницы – рост перевозок и падение предложения».

«Тонар» поставил перед собой цель увеличить выпуск до 20–25 тыс. единиц прицепной техники в год в течение двух лет. Для этого нужно будет построить 100 тыс. кв. м новых производственных площадей. Строительство уже началось, оборудование заказывается. Особых проблем, как говорят в компании, с поставками станков и оборудования нет, как и с поставщиками комплектующих, сырья и материалов.

Довольно комфортно себя чувствуют производители коммунальных дорожных машин, поскольку это в основном именно российские компании. Другое дело, что машины они создают на шасси серийно выпускаемых автомобилей как российских, так и иностранных, чаще всего китайских, производителей.

Так, смоленский «Завод КДМ» по итогам девяти месяцев этого года увеличил объем выпуска комбинированных дорожных машин на предприятии на 27%, мусоровозов – в четыре раза. Выручка предприятия выросла в 1,8 раза. Рост в производстве мусоровозов обеспечен уходом европейских поставщиков, единичные поставки из ЕС по параллельному импорту заметного влияния на рынок не оказывают, и поэтому существенно возросла потребность в продукции российских производителей.

«Завод КДМ» ведет техническое перевооружение последние несколько лет. Предприятие ежегодно инвестирует в модернизацию производства порядка 150 млн рублей собственных средств. «В 2023 году закупили дополнительные станки с ЧПУ и окрасочно-сушильные камеры, в 2024-м планируем дальнейшее расширение производства. Сроки окупаемости оборудования зависят от интенсивности: если станок работает в одну смену, он окупается за семь лет, если в три – за два года. Сейчас смоленский «Завод КДМ» работает в три смены», – рассказывает генеральный директор смоленского «Завода КДМ» Ольга Соловьева.

текст: Николай Ульянов, фото: chetra.ru, chzsa.ru, kdmsmolensk.ru

Новости

В России стартуют продажи грузовиков FAW Tiger 6G

FAW Tiger 6G — это современное шасси для грузовиков с полной массой транспортного средства 9 и 12 тонн, которое сочетает в себе передовые технологии, надежность и высокую производительность.

Читайте также: