Чистые дороги — залог безаварийности зимой

0
53

Содержание автомобильных дорог в снег и непогоду — это широкий набор мероприятий, который требует четкой организации труда, разнообразного парка спецтехники и применения спецсредств. Цель заботы о чистоте дорожного полотна не только продление и сохранение его эксплуатационных качеств, но и как следствие — сохранение безопасного нахождения движущегося автотранспорта на трассах. Поэтому дорожные организации к наступлению зимы готовят технику заранее и имеют в своем арсенале разные способы ухода за дорожным полотном, руководствуясь в своей работе специальными отраслевыми документами.

Срочная ликвидация

Согласно распоряжению Росавтодора от 14 апреля 2010 г. № 296-р зимой «дорожно-эксплуатационная служба должна обеспечивать устойчивую, надежную и эффективную работу автомобильных дорог и сооружений на них, безопасные условия движения транспортных средств и надлежащее нормативное содержание в зимний период». Дорожники различают несколько типов «проблем», которые преподносит небесная канцелярия.

Это свежевыпавший (рыхлый) снег (слой снега, откладываемый на дорожное покрытие во время снегопада и метелей, в зависимости от состояния снег может быть сухим, влажным, мокрым и различной плотности); стекловидный (черный) лед (лед на покрытии в виде гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм или в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более); снежный накат (слой снега, уплотненный колесами проходящего автотранспорта); талый снег (снег, превращенный в жидкую массу применением противогололедных материалов и движением транспортных средств); снежный вал (накопление снега, в виде продольного вала, образованного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия) и некоторые другие.

Для оперативной борьбы с такими «напастями» дорожники применяют разнообразную спецтехнику. Журнал «Автосила. Спецтехника Сибири» не раз писал о том, какие виды спецтехники и каких производителей выходят делать уборку в зимнее время в Сибирских регионах (например, см. №9 (112) сентябрь 2015), поэтому в данной статье только кратко коснёмся этой темы. Это одноотвальный плужный снегоочиститель, который выполняет работы по патрульной снегоочистке, расширению полосы расчистки, ликвидации снежного наката в начальной стадии его образования. Это двухотвальный плужный снегоочиститель на автомобильном шасси для расчистки снежных заносов до 0,5 м. Это двухотвальный снегоочиститель на шасси трактора для прокладки снегозащитных траншей, устройства автозимников, расчистки заносов, прокладки колонных путей. Это шнекороторные и фрезернороторные снегоочистители для расчистки снежных заносов или снегопадных отложений большой толщины, удаление снежных валов, расчистка лавинных валов. Это автогрейдеры для расчистки снежных валов и снегопадных отложений средней толщины. Это бульдозеры для расчистки снежных отложений большой толщины и прокладки снежных траншей, а также валоразбрасыватели.

Любопытный автообыватель может и не видеть все этой спецтехники за работой, потому что зачастую она выходит на службу в ночное время суток. Особенно это актуально для дорожного полотна в пределах населенных пунктов. Если же речь идет о загородных трассах, то спецтехника применятся либо во время непогоды, либо сразу после образования соответствующих дефектов на асфальтовом и грунтовом покрытии.

Химическая атака

Помимо механического способа удаления природных подарков с эксплуатационного покрытия автодорог, применяется еще и химический. Дорожные службы имеют на вооружении различные химические реагенты, произведённые на заводах, либо природные вещества, наиболее распространёнными из которых являются соль, песок, гранитная крошка и другие. Например, вашему покорному слуге в городе Бородино Красноярского края, известного своим угольным разрезом, приходилось видеть дороги, посыпанные мелким углем и угольной пылью. Но такая природная присыпка, скорее всего, исключение, чем правило и характерна для отдельно взятых богатых определённым природным материалом населенных пунктов.

Применение природных средств для посыпки дорог в зимний период прежде всего преследуют цель увеличения сцепления колес с дорожным «одеждой». Так песчаная смесь позволяет нарастить этот показатель на несколько порядков. Применение её зависит от температуры воздуха и состояния дороги. Песок может соединяться с солью крупного помола. Более дорогое удовольствие снимать ледяную корку с помощью гранитного отсева или мраморной крошки. Преимуществом же таких материалов является их экологичность, т. е. когда такая смесь летит из под колес и оказывается на тротуарах или на газонах, то она не несет разрушающего эффекта.

Химические регенты — более дешёвое противогололёдное средство. Хлористый натрий, хлористый кальций, хлористый магний, а также их модификации с помощью спецтехники наносят на проблемные участки дорожной «кожи». До недавнего времени их применение вместе с благом для дорожного покрытия несло и проблемы — особенно для автомобилей. Нередко можно было наблюдать воздействие реагентов и солевых растворов на открытые металлические автомобильные детали — особенно днище кузова и элементы подвески.

Сегодня дорожные организации всё чаще используют в своей работе вещества, дружелюбные к окружающему природному миру, металлическим конструкциям мостовых переходов, автотранспорту. К таким реагентам, согласно, распоряжению Росавтодора от 14 апреля 2010 г. № 296-р, относят противогололёдные материалы, выпускаемые на ацетатной (HCH3COO), формиатной (HCOOH), карбамидной (CO(NH2)3) основе, а также хлорсодержащие материалы с высокоэффективными антикоррозионными и биологическими добавками.

Таким образом, содержание дорог в зимний период времени требует от дорожных служб не только четкой организации мероприятий, учета погодных факторов и применения соответствующей техники, но и внедрение современных экологически чистых способов немеханической очистки дорожного полотна.