Рынок спецтехники 2018: год уверенного роста объемов

0
992

По итогам 2018 года рынок спецтехники стабильно рос. Сегмент импортных спецмашин увеличился более чем на 20% – бессменным лидером остается китайская техника. Схожую динамику показал и сегмент отечественной спецтехники, спрос на которую подстегнули льготные лизинговые программы – рост продаж 18%.

Ключевое событие российского рынка спецтехники в 2018 году – изменения, касающиеся утилизационного сбора (вступили в силу 13 июня 2018 года). Главное нововведение – повышение базы для исчисления утилизационного сбора с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС (размер базы с учетом НДС вырос с 177 000 руб. до 203 550 руб.).

Как следствие, цены на спецтехнику вновь выросли – уже в III квартале 2018 года отрицательную динамику показали девять направлений рынка. Наиболее емкие из них – телескопические погрузчики, тяжелые гидравлические экскаваторы, асфальтовые тандемные катки и средние колесные погрузчики.

Однако по рынку в целом объемы импорта спецтехники в январе-сентябре 2018 года выросли на 22,5% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. На протяжении трех последних лет положительную динамику показывают объемы продаж 10 из 23 позиций самоходных машин. В их числе грунтовые катки, тяжелые колесные погрузчики, асфальтоукладчики, средние гидравлические экскаваторы, мини-погрузчики с бортовым поворотом и средние гусеничные бульдозеры.

Флагманы импорта – спецтехника из Поднебесной

Наиболее популярным видом импортируемой в Россию техники остаются погрузчики. Монополист в этом направлении – Китай. По итогам января-сентября 2018 года доля китайской продукции в сегменте средних колесных погрузчиков составила 89,3%, малых колесных погрузчиков – 78,2%.

Вторую позицию по объемам ввоза занимают средние гусеничные бульдозеры: на долю Поднебесной приходится 45,3%. Более 51% импортных машин китайского производства ввезено в сегменте грунтовых катков, 56,8% – в сегменте автогрейдеров.

Особняком относительно общего тренда стоит импорт экскаваторов. Если 5–6 лет назад поставки этой спецтехники в Россию были редкостью, то за последние два года очевиден значительный рост активности со стороны китайских представителей рынка – таких компаний как LiuGong, SDLG и SANY. Тем не менее, основная доля импорта в сегменте экскаваторов приходится на американские и европейские бренды – Caterpillar, JCB и John Deere.

Марочная структура импорта китайской техники достаточно разнообразна. Модели некоторых марок поступают в России в единичном экземпляре, других – в больших объемах. Всего в 2018 году в Россию было ввезено более 80 различных марок (не считая брендов не китайского производства). Более 50% импорта приходится на долю ведущей пятерки – SDLG, SHANTUI, XCMG, LIUGONG и SEM. Интересна маркетинговая стратегия ряда марок спецтехники: ввиду некоторых особенностей китайского рынка они копируют названия своих именитых европейских и американских собратьев. Яркий пример – марки WOLWA или JOIN HERE.

Лидеры импорта – складская и землеройная спецтехника

Импорт строительной техники в III кв. 2018 года

  • Складская техника – 5 099 шт.
  • Землеройная техника – 3 210 шт.
  • Подъемная техника – 1 159 шт.
  • Мини-техника – 1 037 шт.
  • Дорожная и бетонная техника – 370 шт.
  • Карьерная техника – 132 шт.

Источник: ID-Marketing.

Доля б/у импортной спецтехники – в пределах 8%

Начиная с 2016 года, доля подержанной спецтехники на российском рынке находятся в пределах 8% от общего объема. Ключевой фактор влияние – введенный в 2016 году утилизационный сбор, одной из целей которого было качественное изменение структуры рынка за счет снижения доли б/у машин. Для сравнения: еще в 2015 году доля подержанной техники на российском рынке составляла 21,1%.

Исключение из общей тенденции – статистика импорта мини-экскаваторов: в январе-сентябре 2018 года на их долю пришлось сразу 60% от общего количества всей подержанной спецтехники. При этом, большая часть экскаваторов выпущена до 2000 года. Аналитики отмечают: тот факт, что, несмотря на довольно высокий утилизационный сбор, мини-экскаваторы по-прежнему ввозятся в Россию в значительных объемах, говорит, скорее всего, о том, что машины выступают в качестве «доноров» запчастей для ранее ввезенной техники.

Продажи отечественной спецтехники выросли на 18%

За 10 месяцев 2018 года отечественные производители дорожно-строительной техники – участники ассоциации «Росспецмаш» – увеличили продажи на 18%. Общая стоимость реализованных машин – 28 млрд рублей.

По данным «Росспецмаш» (ассоциация объединяет компании, выпускающие 80% отечественной строительно-дорожной техники) наибольшее увеличение продаж отмечено в сегменте экскаваторов-погрузчиков – 83% по сравнению с 2017 годом. Положительная динамика наблюдается и в таких сегментах рынка, как производство дорожных катков (+48%), мини-погрузчиков (+39%), автобетоновозов (+39%), автокранов (+12%), экскаваторов (+9%).

Важнейший фактор роста объемов реализации – меры государственной поддержки отрасли, в частности, льготные лизинговые программы. Объем субсидий в это направление за 10 месяцев 2018 года составил 1,75 млрд рублей; количество лизинговых договоров, заключенных на льготных условиях, в 4 раза превысило результаты 2017 года. В 2019 год на эти же цели предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 2,1 млрд рублей.

Наряду с отгрузками на российском рынке также улучшилась статистика по поставкам за рубеж: объем экспорта за январь-октябрь 2018 года достиг 4 млрд рублей (рост на 29%). В числе лидирующих экспортных рынков – страны СНГ, ЕС, Африки, Латинской Америки, а также Монголия.