Пятница, 23 февраля, 2024

Дорожная телекоммуникационная инфраструктура: лучшее место на обочине

Многие годы не утихает спор между балансодержателем автодорог, который придерживается технологии прокладки линий связи в полосе отвода дорог, и компанией «СМАРТС», которая добивается разработки соответствующего стандарта строительства для тиражирования своей технологии.

Суть этого затянувшегося спора сводится к выбору места для прокладки телекоммуникационной инфраструктуры: в обочине автодороги или в полосе отвода рядом с дорогой. Специалисты компании предлагают рассмотреть плюсы и минусы обоих вариантов.

Обочина автомобильных дорог

Структура автодорог является многослойной, что обеспечивает оптимальные дренажные условия для телекоммуникационной инфраструктуры, исключая ее затопление, заиливание и мерзлотные деформации. Это гарантирует ее сохранность, дает возможность легкого круглогодичного обслуживания.

Технология обеспечивает быстрое подключение объектов ИТС, АСУДД, V2X, автозаправочных станций, гостиниц, базовых станций операторов и др. Кроме этого, к оптоволоконной сети связи смогут подключиться и населенные пункты: дорога, являясь естественной артерией, связывает города и поселки, заодно предоставляя жителям доступ к высокоскоростному Интернету. Таким образом, построенная по такой технологии инфраструктура имеет многоцелевое назначение, обеспечивая огромный мультипликативный эффект для экономики страны.

Существенно снижаются затраты на строительство. Становится возможным совместить создание связной инфраструктуры с одним из этапов работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автодороги: например, прокладка пакета микротрубок и установка смотровых колодцев может выполняться перед укладкой геотекстиля, не требуя при этом выполнения дополнительных земельных работ.

Сводится к минимуму риск повреждения кабеля и колодцев строительной техникой в процессе эксплуатации, так как сторонние организации не смогут выполнять строительные работы без согласования с дорожниками.
Технология позволит организовать акустический мониторинг автодороги для отслеживания контроля дорожной обстановки и расширения функционала АСУДД. Комплекс работоспособен в любое время суток, даже в условиях ограниченной видимости, что делает его гармоничным дополнением фотовидеофиксации. Для его работы необходима прокладка оптоволоконного кабеля вдоль обочины вплотную к автодороге.

Телекомуникационная инфраструктура

Технология позволяет обеспечить дополнительное размещение 2-х труб для силовых кабелей в интересах ключевых бенефициаров: Минтранса для обеспечения подключения объектов комплексов ИТС и Минцифры для удобного подключения оборудования операторов связи вдоль автодорог.

Технология гарантирует многоцелевое назначение инфраструктуры и привлечение заказчиков, готовых к долевому участию, появляется возможность в разы снизить затраты.

И, наконец, самый важный аспект – экономическая эффективность. За счет применения инновационных подходов в строительстве, снижающих объем земляных работ, многоцелевого назначения инфраструктуры в интересах различных бенефициаров (государства, владельцев автодорог, операторов связи, владельцев придорожного сервиса, автоводителей и просто жителей) достигается колоссальный мультипликативный эффект для экономики страны в размере свыше 11 трлн рублей в перспективе 8 лет. При этом стоимость строительства инфраструктуры по инновационной технологии «СМАРТС» ~1% от стоимости реконструкции автодорог.

ЛКС ТМК – основа для акустического мониторинга дорог

Полоса отвода рядом с дорогой

В этом случае все вышеперечисленные преимущества исчезают и появляется ряд существенных недостатков:

  • Невозможность доступа к инфраструктуре в зимний, дождливый и паводковый периоды, т. е. примерно 70% времени.
  • Затопленные колодцы и трубы, необходимость откачки из них воды и просушки и, как следствие, – вывод сооружения из строя через 2-3 года.
  • Отсутствие акустического мониторинга и, как следствие, – снижение функционала АСУДД.
  • Неэффективность финансовых инвестиций, незаинтересованность партнеров-связистов, которые могли бы помочь в грамотном обустройстве ИТС и V2X.

Увеличение удельных затрат в 3–5 раз.

Создание излишней нагрузки на экологию и увеличение углеродного следа: полиэтиленовые трубы d110 мм вместо микротрубок d16 мм, в 14 раз больший объем земляных работ и др.

Учитывая безрезультативность долгого спора между инициаторами этих двух подходов, логичным шагом было бы проведение их сравнительного анализа с подготовкой нормативно-правовых актов.

Лучшее решение в сложившихся условиях – конструктивный диалог и привлечение к процедуре разработки стандарта строительства телекоммуникационной автодорожной инфраструктуры, кроме автодорожных НИИ, еще и профессиональных связистов в лице представителей Министерства цифрового развития. Синергетический эффект от совместной работы над стандартом позволит качественно изменить функционал привычных нам автодорог, превратив их в «умные», и обеспечит мощный приток инвестиций в развитие новых услуг и придорожной инфраструктуры.

Сегодня все специалисты отрасли сходятся во мнении, что сети связи – обязательный элемент дорог будущего, без них невозможна цифровая трансформация дорожного комплекса. Но скорость создания связной инфраструктуры пока на порядок отстает от скорости реконструкции дорог. Президентом РФ поставлена задача через 5 лет привести в нормативное состояние не менее 85% всей опорной сети автодорог (к 2027 году 138 тыс. км), и эта задача, несомненно, будет выполнена, учитывая весь накопленный позитивный опыт реализации масштабных проектов российскими дорожниками. В создании сети связи автодороги темпы кардинально иные – десятки километров в год на разрозненных участках автодорог. Для наращивания темпов необходимо применение принципиально иной, современной технологии на этапе строительства и реконструкции автодорог.

текст: Председатель совета директоров, к. т. н. Кирюшин Г. В.; к. ф.-м. н. Степанова Н. Г., фото: компания «СМАРТС»

Новости

МАЗ разработает новые модели лесовозной техники

Минский автомобильный завод (МАЗ) разработает сортиментовоз с колесной формулой 6х6 и четырехосный прицеп-сортиментовоз по заказу Segezha Group.

Читайте также: