Четверг, 18 апреля, 2024

ФАУ «РОСДОРНИИ»: новые технологии для российских дорог

Крупнейший российский государственный научный центр дорожного хозяйства ФАУ «РОСДОРНИИ», находящийся в ведении Федерального дорожного агентства, участвует в реализации значимых инфраструктурных проектов транспортного комплекса.

За последние годы РОСДОРНИИ заметно продвинулся в своих исследованиях, их результатом стал целый ряд важных для отрасли разработок: от испытательной установки для дорожных конструкций «ЦИКЛОС» до передвижной лаборатории лазерного сканирования «Эскандор».

Ученые РОСДОРНИИ разрабатывают новые модели, методики, технологии средств и систем, используемых в дорожном хозяйстве, и выявляют наиболее эффективные и экономически целесообразные способы их внедрения в практику. В частности, в течение недавнего времени выполнена научно-исследовательская работа в части применения полиуретанового вяжущего для устройства слоев оснований и покрытий автомобильных дорог и подготовлен отчет о научно-исследовательской работе на тему «Разработка и практическая апробация методики подбора состава цементобетонных смесей для устройства покрытий автомобильных дорог».

ФГИС СКДФ

Дорожный нацпроект стал новой ступенью для института в направлении цифровизации отрасли. Внедрение интеллектуальных транспортных систем в городских агломерациях, разработка и актуализация нормативно-технической базы, развитие технологии V2X 1 и ИТС для высокоавтоматизированных транспортных средств и другие направления стали важнейшими составляющими работы РОСДОРНИИ.

Дорожная лаборатория Росдорнии

Одной из ключевых разработок института стала Федеральная государственная информационная система «Система контроля дорожных фондов» (ФГИС СКДФ) – уникальный, один из наиболее прозрачных инструментов принятия решений по выполнению дорожно-строительных работ и расходованию средств дорожных фондов, разработанный и запущенный ФАУ «РОСДОРНИИ».

В числе инновационных способов испытаний конструкций дорожных одежд — применение первого в России симулятора колесной нагрузки «ЦИКЛОС». Он позволяет за 1–3 месяца смоделировать полноценные условия эксплуатации автомобильной дороги в течение всего ее жизненного цикла.

Сегодня в ФГИС СКДФ зарегистрировано более 20 тыс. пользователей из 85 регионов Российской Федерации. С 1 марта 2023 года вступил в силу федеральный закон № 39-ФЗ, который обязал владельцев автомобильных дорог вносить данные в систему, а с 1 сентября 2023 года она выполняет функции Единого государственного реестра автомобильных дорог. Теперь ФГИС СКДФ – основной ресурс для мониторинга дорожных работ и фондов и консолидации информации обо всех объектах дорожной сети.

В планах на ближайшее будущее – встроить в ФГИС СКДФ модуль планирования дорожных работ, который упростит взаимодействие участников дорожной отрасли за счет создания единого информационного пространства и обеспечения оперативного контроля работ с детализацией мероприятий на конкретных участках дороги.

Разработка подсистемы государственного графа автомобильных дорог позволит строить оптимальные маршруты для эффективной навигации, анализировать транспортные связи для повышения БДД.

Цифровые двойники

С 2020 года РОСДОРНИИ планомерно внедряет технологию лазерного сканирования для решения целого спектра задач дорожного хозяйства. В 2021 году началась разработка двух национальных стандартов по лазерному сканированию, в 2023 году они были утверждены и введены в действие. Новая технология сокращает сроки выполнения полевых работ, повышает качество и точность собираемых пространственных данных.
В практику внедрена технология применения облаков точек лазерного сканирования в качестве альтернативного решения для формирования ортофотопланов на автомобильных дорогах, с ее помощью уже получены ортофотопланы высокого разрешения на 1,5 тыс. км участков федеральных трасс.

Передвижная лаборатория «Эскандор»

Институт ведет научно-исследовательскую работу на тему «Разработка методики планирования реализации работ по реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области на основе анализа условий их эксплуатации и фактического состояния», в составе которой проводится создание цифровой модели автомобильных дорог опорной сети.

Передвижная лаборатория «Эскандор» создана для решения задач дорожного нацпроекта. «Эскандор» может измерять параметры просадки асфальта прямо на ходу со скоростью до 70 км/час, а в день техника может оценить до 400 км дорог.

Специалисты формируют набор данных в цифровом виде: облака точек результатов лазерного сканирования, геопривязанные георадарные профили, панорамные снимки, триангуляционные модели покрытия автомобильных дорог и рельефа, геометрические элементы дорог и их параметры.

Однако в ходе проведения работ установлено, что отсутствуют единые правила распознавания (векторизация и насыщение атрибутивными данными), в связи с чем планируется разработка предварительного национального стандарта «Правила векторизации и графического представления объектов цифровой модели автомобильной дороги». В начале 2023 года Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Татарстан и ФАУ «РОСДОРНИИ» подписали соглашение о создании пилотной зоны для обеспечения возможности проведения экспериментов и апробации технологий ИТС, обеспечивающих безопасное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в условиях реального транспортного потока.

В течение всего года ведется активная работа по созданию комплекса технологического оборудования инструментальных подсистем ИТС, динамической цифровой карты дорожного движения и центра управления пилотной зоны.

На период 2023–2024 годов на территории пилотной зоны запланировано проведение научных исследований технологий ИТС с помощью натурных экспериментов. По результатам проводимых испытаний будет уточнена нормативная правовая, нормативно-техническая и методологическая база внедрения ИТС, в том числе технологий, обеспечивающих безопасное и эффективное движение ВАТС.

текст и фото: пресс-служба ФАУ «РОСДОРНИИ»

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: