Суббота, 27 апреля, 2024

Вторичные ресурсы и материалы: с полигонов – на строительство дорог

Новые пилотные проекты по вовлечению вторичных материальных ресурсов в дорожное строительство готовятся в нескольких регионах России.

Эксперты ФАУ «РОСДОРНИИ» координируют их совместную работу для достижения взаимовыгодных результатов требуемого качества.

Создание условий для комплексного вовлечения вторичных ресурсов в проекты по развитию дорожной инфраструктуры – одна из приоритетных задач ФАУ «РОСДОРНИИ» при работе с регионами Российской Федерации и подведомственными Федеральному дорожному агентству федеральными казенными учреждениями.

Согласно последним данным в России на сегодняшний день накоплено свыше сорока миллиардов тонн отходов производства, и эта цифра продолжает увеличиваться. При соответствующей обработке и подготовке все эти отходы в перспективе могут быть использованы в дорожном строительстве и тем самым снизить потребление природных ресурсов, сократить расходы на транспортировку материалов и уменьшить объем утилизации отходов.

Экономический эффект от использования вторсырья может быть достигнут за счет создания новых предприятий по утилизации и производству новой продукции, а также дополнительных рабочих мест в этой отрасли.

Наиболее перспективные для использования в дорожном строительстве вторичные ресурсы – это вторичный щебень, асфальтогранулят, который образуется в результате ремонтных работ, шлаки металлургических производств и золошлаки, резиновая крошка, вторичный пластик, целлюлозное волокно.

Статистика накопления производственных отходов и их потребления в качестве ВМР на территории России, по данным ФАУ «РОСДОРНИИ».

Вторичный щебень может быть применен для отсыпки временных дорог или при устройстве дорог с невысокой нагрузкой, асфальтогранулят – для укрепления обочин, устройства съездов, отсыпки тротуаров, при устройстве местных дорог.

Металлургический шлак уже используют как инертный материал для приготовления асфальтобетонных смесей. Золошлаки пилотно применяют как при устройстве насыпей, так и при сооружении дорожного полотна.
Резиновую крошку, полученную в результате переработки шин, применяют как вторичное сырье для производства модификаторов асфальтобетона, а также в качестве модификатора битумных вяжущих.

Отходы, содержащие битум, например демонтированная плоская мягкая кровля, после технологической обработки подходят для изготовления мастики и битумно-­минеральной массы.

Еще один пример успешного применения вторичных ресурсов – использование отходов целлюлозно-­бумажной промышленности при изготовлении стабилизирующих добавок для щебеночно-­мастичного асфальта.

В июне 2022 года вышло постановление о реализации комплексного плана по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, образуемых в результате сжигания угля, торфа и их смесей в энергетических целях. В октябре запущена отраслевая программа «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-­коммунального хозяйства на 2022–2030 годы».

В январе 2023 года Росавтодор утвердил план мероприятий по комплексному системному вовлечению золошлаковых материалов в дорожное строительство. Вместе с тем в России еще только предстоит создать эффективную систему использования вторичных материальных ресурсов.

Фото: Иркутский национальный исследовательский технический университет.
Эксперимент по использованию золошлаковых отходов в строительстве дорожного полотна в Иркутской области. Реализован в 2021 году на 150‑метровом участке временной автодороги на обходе Усолья-­Сибирского (трасса Р‑255 «Сибирь»)

Для появления такой системы, прежде всего, необходима государственная программная поддержка научных исследований и опытного применения вторичных ресурсов. Также требуется создание механизмов поддержки инновационных технологий. Особое внимание следует обращать на научно-­методическое, технологическое и лабораторное сопровождение пилотных работ: оно будет способствовать наработке профессиональных компетенций.

Согласно комплексному плану по утилизации золошлаковых отходов, первые проекты по применению ВМР на их основе будут реализованы более чем в 10 регионах. Контролируя реализацию отраслевых программ, ФАУ «РОСДОРНИИ» взаимодействует с властями этих субъектов – в их числе Иркутская, Омская и Новосибирская области, Республика Хакасия, Краснодарский и Приморский край. Институт ведет работу и с региональными дорожными организациями, предприятиями энергетического комплекса, компаниями – производителями стройматериалов с долей вторичных ресурсов, в том числе золошлаков.

Наиболее масштабная работа осуществляется по вопросам использования в дорожном строительстве именно золошлаковых материалов. Проекты с их применением прорабатываются, в частности, во взаимодействии с Сибирской генерирующей компанией (СГК), Территориальной генерирующей компанией № 11 Омской области, а также Северской ТЭЦ, расположенной в Томской области.

К настоящему времени пилотные участки трасс с золошлаковыми материалами в составе дорожной одежды действуют в Московской, Иркутской и Омской областях. К реализации в ближайшее время при содействии СГК готовятся проекты на территории Новосибирской области и Красноярского края.

текст: Кристина Симонова, фото: ФАУ «РОСДОРНИИ»

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: