Понедельник, 22 июля, 2024

Дистанционные медосмотры водителей – альтернатива живым врачам?

О возможностях дистанционного контроля водителей говорилось как минимум на протяжении последних пяти лет. Сегодняшний уровень телемедицины позволил от теории перейти к практике.

В соответствии с приказом Минздрава РФ от 30.05.2023 г. № 266н с 1 сентября в России изменены правила проведения медосмотров, и теперь допускается дистанционное выполнение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей.

Сегодня автопарк, обеспечивающий грузовые и пассажирские перевозки, – это 6,5 млн грузовиков, порядка 1 млн автобусов и 700 тыс. такси. Учитывая его размеры, можно сказать, что мониторинг состояния здоровья водителей – это задача федерального масштаба. Принятию закона предшествовала долгая работа по сбору информации о состоянии здоровья водителей в динамике. Алгоритм удаленного освидетельствования работника схож с очным осмотром, но имеет свои особенности.

Перед началом обследования водитель подтверждает свою личность, чтобы исключить прохождение процедуры третьим лицом. Для этого используются его биометрические данные – например, видеоизображение, запись голоса. Если работодатель будет собирать и передавать их через медизделие, то с работника нужно взять письменное согласие. Идентификацию водителей, которые не состоят в трудовых отношениях, обеспечивает медицинская организация.

Медик осуществляет визуальный осмотр видимых кожных покровов работника. При помощи программно-аппаратного комплекса (ПАК) проводятся термометрия, измерение давления и пульса, уровня алкоголя в выдыхаемом воздухе. Все данные передаются автоматически медицинскому работнику. Медицинский осмотр фиксируется на видео. Записи о проведенных измерениях и их результатах должны храниться не менее 30 дней. Кроме того, они архивируются и хранятся в памяти устройства.

По результатам полученных данных медик составляет электронное медицинское заключение, которое подписывает усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).

Не реже двух раз в год работодатель направляет водителя, проходящего дистанционные медосмотры, на химико-токсикологические исследования. В обязательном порядке выявляется наличие или отсутствие опиатов, каннабиноидов, фенил­алкиламинов (амфетамина, метамфетамина), синтетических катинонов, кокаина, метадона, бензодиазепинов, барбитуратов и фенциклидина.

Медицинский работник, проводящий дистанционный медосмотр, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Ему необходимо пройти курс повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в объеме не менее 36 часов. Подготовка подтверждается удостоверением. Медработник должен быть зарегистрирован в Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. Перед осмотром он проходит аутентификацию через сайт «Госуслуги».

Что касается специальных программно-аппаратных комплексов, то они разрешены в рамках ФЗ № 323 (закон об охране здоровья). ПАК обеспечивает: информационное взаимодействие медика и пациента, а также медиков между собой; идентификацию участников и подтверждение их личности; запись действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.

Разработаны требования к этим специальным медизделиям. Во-первых, ПАКи должны быть зарегистрированы в государственном реестре – это подтверждает безопасность их использования и применимость для целей медосмотров. Во-вторых, ПАКи должны точно идентифицировать личность работника, чтобы исключить возможность прохождения медосмотра другим лицом; дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей и контролировать состояние их здоровья; передавать видеоизображение; хранить результаты медосмотров не менее 30 дней; обеспечить соблюдение требований к обработке персональных данных.
ПАК для дистанционных медосмотров, как правило, включает: ноутбук; специальное ПО; измерительный комплекс – само устройство для медосмотра; манжету для исследования давления; набор мундштуков; блок питания и кабели.

Программное обеспечение устройств для удаленного медосмотра включено в Единый реестр российского ПО или реестр ПО ЕАЭС. Программно-аппаратный комплекс с входящими в его состав средствами измерений подлежит поверке.

В реестре Росздравнадзора зарегистрировано несколько видов ПАКов для дистанционных медосмотров. Работодатели могут выбрать один из них. Комплексы можно купить в собственность или взять в аренду.

Важно отметить, что некоторые водители будут проходить оценку состояния здоровья только очно. Это работники, занятые на перевозках: организованных групп детей, например, водители школьных автобусов; опасных грузов; по междугородным маршрутам дальностью от 300 км.

Дистанционный медосмотр – дешево и сердито

Уже сформировался рынок дистанционных медосмотров. Как это работает на практике? Работник идентифицирует себя при помощи логина и пароля или индивидуальной карты и самостоятельно проходит все этапы осмотра. Сначала отвечает на вопросы о жалобах на состояние здоровья, затем измеряются количество алкоголя в выдыхаемом воздухе, артериальное давление и пульс, температура. Проводится фотосъемка видимых кожных покровов и слизистой ротовой области.

По окончании телеосмотра работник подтверждает собранные данные. Далее результаты осмотра с фотографией ключевых моментов измерений попадают к врачу. Он сверяет фотографии с паспортными данными работника, а потом подписывает результаты осмотра электронной цифровой подписью. Работник получает от аппарата распечатанный стикер с указанием его фамилии, времени медосмотра и фамилии врача. Этот стикер клеится в соответствующую графу путевого листа, после чего можно приступать к работе. Результаты хранятся в электронных журналах в течение пяти лет.

Стоимость аренды одного такого терминала – около 15 тыс. руб. в месяц, купить его стоит на порядок дороже – от 170 тыс. руб. (в цену не входят услуги врача). При этом, как утверждают организаторы таких осмотров, это в 2–3 раза дешевле организации медкабинета.

По поводу качества осмотра сказать что-либо трудно: не очень верится, что за пару минут можно нормально провести эту процедуру. Одно измерение давления – уже полминуты, алкометр – еще столько же. Остается минута на все остальное? Вот почему за состоянием водителей при небольшом автопарке следят и сами руководители компаний.

Цена услуги довольно сильно бьет по карману, но альтернатив пока нет: ежедневные осмотры «вживую» непонятно где проводить, да и стоят они еще дороже. А без осмотра могут рискнуть выйти на маршрут только самозанятые, но никак не компания-перевозчик, пусть и маленькая: юрлицо рискует закрытием.

Телемедосмотр – это лучше, чем ничего, признаются дальнобойщики. Избавляет от штрафов на дороге за отсутствие осмотра. Пока таких комплексов мало, но даже когда их станет больше, они будут только на официальных стоянках. Значит, водитель привязан к площадкам. А если остановился на ночь, например, дома, в деревне – осмотр утром тебе пройти негде.

Если поток водителей не слишком большой, осматривать их таким образом, в общем–то, реально, считают в свою очередь врачи. Но проблема в том, что из 20 руб. за осмотр на долю врача приходится только половина. Следовательно, врач будет пропускать за смену огромное количество водителей, что скажется на качестве осмотра.

Есть также затруднения с распознаванием лиц, которые могут испытывать врачи, обслуживающие таксо– и автобусные парки, где работают много мигрантов. На фотографиях люди чужого фенотипа вполне могут казаться медику одинаковыми, а это прямой путь к прохождению одним заведомо трезвым водителем медосмотра за нескольких товарищей.

Отказываться от предрейсового медосмотра, безусловно, нельзя. Но надо сделать так, чтобы, с одной стороны, предрейсовый медосмотр не был бессмысленной бумажкой, простым сбором денег, как это сейчас порой происходит. С другой стороны, не нужно обременять водителя слишком утомительными процедурами, перевозчика – созданием громоздкого штата. Поэтому дистанционный осмотр методами телемедицины – единственный возможный вариант, хотя он требует доработки.

По мнению экспертов, необходимо совершенствовать процедуру телемедосмотра так, чтобы невозможно было обмануть систему. Во-первых, необходимо исключить подделку результатов «выдоха» на алкоголь. Во-вторых, аппараты для дистанционного осмотра должны одновременно быть доступными и давать реальные результаты. Для этого они должны проходить своевременную поверку в сертифицированных организациях. Случаи выдачи фальшивых сертификатов поверки уже есть.

Айтишники в свою очередь предлагают несколько вариантов реализации безрисковой работы постов дистанционного медосмотра. Среди предложенного – биометрическая идентификация всех водителей-профессионалов по отпечаткам пальцев и радужной оболочке, отслеживание прохождения медосмотра при помощи ИИ-распознавания лиц. Но для этого необходимо, чтобы все перевозчики входили в государственный реестр.

Таким образом, альтернатива многочисленным живым контролерам лишь одна – цифровая. Но в наше время цифровизации это вполне ожидаемо.

текст: Ирина Полякова, кандидат экономических наук, фото: pxhere.com

Новости

Завод радиаторов «Лузар» открыл вторую производственную линию

Новая линия в посёлке Левашово запущена при участии финансирования Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга.

Читайте также: