Суровая сибирская зима не прощает халатности ни операторам, ни механикам спецтехники. Однако успешная работа машины в период низких температур – не везение, а результат грамотного подхода к подготовке и непосредственно эксплуатации техники. Главные и только работающие советы – в материале журнала «Автосила. Спецтехника Сибири».
Когда мы видим на машине надпись «Северное исполнение» – это не модернизированная или дооснащенная стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка для эксплуатации именно в экстремальных условия Севера. Диапазон температур – от -50 до +40 градусов. Соответственно, и от морозов, и изнурительной жары должны быть защищены как оператор, так и рабочие системы и агрегаты машины.
Процесс успешной эксплуатации техники в холодных регионах, по сути, начинается на этапе выбора машины. Предпочтение стоит отдавать технике «северной спецификации», произведенной из специальных сортов сталей. Важный нюанс: разные коэффициенты температурного расширения стали и резины могут привести к тому, что при несоблюдении подбора спецификации во время 20-градусных суточных перепадов температур соединения начинают «мокреть». Как результат, уплотнения теряют герметичность и начинают пропускать рабочую жидкость или смазочный материал, в трущихся деталях появляется чрезмерный износ. Стандартные резинотехнические изделия, а также изоляция электропроводки, теряют эластичность – на них появляются трещины, со временем изделия разрушаются.
Особое внимание необходимо уделить двигателю. Обязательный элемент для запуска и работы двигателя в холоде – средства предварительного подогрева как двигателя, так и силовой передачи. Стартеры и генераторы должны быть повышенной мощности, также как и аккумуляторные батареи, способные обеспечить питание большого количества потребителей. Эталонный вариант: эффективная система предпускового подогрева как самой кабины, так и силовых агрегатов машины. Плюс дополнительное освещение на период непродолжительного светового дня.
Неправильная подготовка к работе – главная причина отказов
Наиболее распространенная проблема в зимний период – отказы техники. Причин множество – от экстремальных температур до неправильной подготовки к работе в зимний период как машин, так и операторов.
Главное правило – нельзя начинать работу с максимальной нагрузкой на не разогретой машине. При экстремальных температурах (-40+50/-50+50 градусов) вязкость масла высока. Как следствие, предохранительные клапаны гидравлической системы не срабатывают вовремя и уплотнения, а вслед за ними и шланги, трескаются и начинают подтекать.
Еще одна особенность зимней эксплуатации, главным образом касающаяся экскаватора, использование ковша – замерзший грунт нужно не долбить, а подрезать. При возможности – использовать рыхлитель или ковш-рыхлитель, а на особо замерзших грунтах применять бульдозер-рыхлитель.
Холостые обороты ведут к преждевременному износу двигателя
Наряду с правильной предварительной подготовкой гарантированную работу спецтехники в зимний период обеспечивает содержание в чистом виде. Намерзания на ходовую часть грунта сковывает вращение катков – их поверхность истирается, каток теряет свою форму и приходит в негодность. Плюс сами катки начинают греться, резиновые уплотнения теряют свою эластичность, плавающие уплотнения не держат масло внутри катка, внутренности катка выходят из строя.
Нельзя оставлять технику в грязном состоянии на ночь. Плавающие уплотнения в обводненных местах легкодоступны для грязи: мороз сковывает их, уплотнения начинают проворачиваться и греться; резиновые кольца истираются и изнашиваются, теряя свою эластичность. Перед тем, как остановить технику на ночь, необходимо несколько раз покатать ходовую часть – и таким образом удалить грязь и воду.
Машину не стоит оставлять на ночь с включенным двигателем на малых холостых оборотах. Вопреки расхожему мнению, это не экономит топливо. Напротив, превышение эксплуатационных затрат ведет к переохлаждению машин и преждевременному износу двигателя.
В выборе ГСМ поможет «Инструкция по эксплуатации»
Успешной эксплуатации спецтехники в зимний период способствует использование рекомендованных, соответствующих сезону, горюче-смазочных материалов. Использовать «сухое» топливо – т.е. топливо, разбавленное большим количеством керосина, – нужно как можно реже (в идеале – не использовать вовсе). Это продлит долговечность работы топливной аппаратуры.
Стоит обратить внимание и на применение рекомендованных смазок. Время ТО это позволит обойти такое «узкое» место, как затруднительную «прокачиваемость» смазок через центральные порты в холод. Другой вариант – шприцевать непосредственно сам узел либо оставить машину в теплом боксе перед ТО.
Охлаждающие жидкости и масла следует применять посезонно, согласно «Инструкции по эксплуатации» техники. Выбор масел зависит от множества нюансов – места, условий, климата. Как правило, большинство производителей рекомендуют применять в зимний период особые ГСМ, способные выдержать не просто холодную погоду, а экстремальные температуры. Речь о ГСМ как для гидравлики, так и для двигателя и трансмиссий.
Необходима и своевременная замена масла – со временем оно портится, загрязняется, теряет абсорбирующие и противоизносные свойства, вязкость. В случае несвоевременной замены износ оборудования увеличивается, и техника выходит из строя.
Основные рекомендации
при подготовке техники
к зимней эксплуатации:
• переход на рекомендованные горюче-смазочные материалы, плюс, охлаждающая жидкость;
• соблюдение рекомендаций предпускового прогрева машины в холод;
• избегать максимальной нагрузки после запуска основного двигателя, в случае если гидросистема не прогрета.
Стабильная работа аккумулятора зимой – работающие советы:
• проверьте степень заряженности батареи перед наступлением холодов – при необходимости зарядите до 100%;
• контролируйте натяжение ремня привода генератора, при котором обеспечивается полная отдача энергии для питания включенных потребителей и подзаряде АКБ;
• не допускайте длительной работы включенных потребителей при неработающем двигателе;
• периодически контролируйте отсутствие «утечки» тока от АКБ на различные изделия электрооборудования;
• «массовый» провод от аккумуляторной батареи полезно дополнительно подсоединить к двигателю, что уменьшит потери напряжения на стартере при пуске двигателя.