Суббота, 27 апреля, 2024

Резиновая крошка — ресурс для модификации вяжущих

текст: А. Копотилов, фото: publicdomainpictures.net

Резиновая крошка, полученная из старых автомобильных шин, может получить широкое применение в дорожной отрасли на системной основе.
Положительное влияние резинового наполнителя на некоторые качества дорожных покрытий было отмечено давно: добавлять резиновую крошку в асфальтобетон пытались еще в Советском Союзе.

До промышленного применения резиновой крошки в устройстве дорожных полотен дело тогда так и не дошло: со временем из-за недостаточной адгезии с вяжущим ее частицы выкрашивались из покрытий, разуплотняя их, и в практически неизменном виде разносились ветром по окрестностям.

С начала 2000-х годов переработанная шинная резина стала активнее использоваться для приготовления асфальтобетонных смесей. Столкнувшись с обилием некачественных продуктов, и эта волна использования резины в модификаторах пошла на спад.

Для борьбы с контрафактом в 2013 году был введен в действие ГОСТ Р 55419–2013, устанавливающий технические требования к композиционным материалам на основе активного резинового порошка, модифицирующим асфальтобетонные смеси.

В последние годы наблюдается восстановление рынка «резиновых» модификаторов асфальтобетона. Росавтодор согласовал два СТО в 2018–2019 годах на производство модификаторов с резиновой крошкой, полученной при утилизации резинотехнических изделий: СТО 45030145-001–2018 «Модификатор асфальтобетонных смесей полифункциональный (МБП). Технические условия» (согласован на срок до 31 мая 2022 года); СТО 44419355-004–2017 «Дороги автомобильные общего пользования. Модификатор асфальтобетона «Эладорм», применение в асфальтобетонных смесях: подбор состава, приготовление, укладка и уплотнение. Технические условия» (срок действия согласования истек 10 июля 2021 года).

Резиновый модификатор способствует определенному возрастанию упругости, эластичности, обеспечивает активное сопротивление сжатию, изгибу.

Сегодня интерес к резиновой крошке в большой степени подогревается и экологической повесткой. Стратегия развития промышленности строительных материалов предусматривает активное потребление в производственных процессах и использование отходов производства на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года.

С 1990 по 2020 год на территории России накоплено уже не менее 11,5 млн т изношенных шин. В парадигме экономики замкнутого цикла это как минимум несколько миллионов тонн ценного ресурса – резины, которую после правильной переработки можно использовать повторно.

Стратегией развития инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021–2025 годов предусмотрено вовлечение вторичных ресурсов в дорожное строительство. С каждым годом экологическая повестка становится значимее, но дорожникам резиновая крошка интересна в первую очередь как инструмент решения принципиальных отраслевых задач: улучшения экономических показателей работ на дорожных объектах, увеличения сроков службы автодорог, повышения их качества.

Автомобильные шины – это достаточно структурированное полимерное сырье. Зарубежная и отечественная практика демонстрирует положительные эффекты от модификации вяжущих резиновой крошкой. Она не просто играет роль инертного заполнителя, но и влияет на свойства вяжущего.

Использование крошки с большой вероятностью может улучшить верхний и ухудшить нижний предел PG-характеристик битума. В российских условиях модификация резиной допустима, если исходный битум обладает запасом надежности фактической нижней PG-границы. В идеале любое применение таких модификаторов должно быть обосновано с учетом условий на конкретных дорогах.

По словам зарубежных коллег, подобрать состав с резиновым модификатором для температур от -30 °С и ниже весьма непросто. Успешный опыт наблюдается в основном в местах с жарким климатом. Экономия средств при строительстве дорог с добавлением резины может достигать 40% благодаря снижению толщины автомобильного покрытия, становящегося более долговечным.

Исследования свойств прорезиненного асфальта показывают высокий потенциал резиновой крошки в качестве модификатора. Но для корректного внедрения новой технологии необходимо решить несколько глобальных задач, вплоть до выработки государственного программного подхода к изучению резиноасфальтобетонов.

Во-первых, следует учесть, что производство модификаторов на основе шинной резины и дальнейшее обращение с ними – крайне наукоемкий процесс.

Любое получение асфальтобетона с требуемыми характеристиками – это уже научно-исследовательская работа. Заводы, расположенные на территории России, производят вяжущие из различных нефтей по разным технологиям; битумы изначально отличаются друг от друга по пропорциям смол, асфальтенов и масел. Асфальтобетон предстает еще более сложной компонентной системой с учетом входящих в его состав инертных материалов. Добавление модификаторов тоже влечет за собой изменение характеристик смесей, и для их корректной оценки требуются специалисты высокой квалификации.

Дорожникам резиновая крошка интересна в первую очередь как инструмент решения принципиальных отраслевых задач: увеличения сроков службы автодорог, повышения их качества.

Во-вторых, сфера применения резиновой крошки должна быть охвачена нормативно-технической документацией.

Для сбора доказательной базы тех или иных возможностей применения резиновой крошки в дорожном строительстве необходимо множество исследований: самих модификаторов, смесей с ними в составе. Требуется стандартизировать модификаторы и разработать технологические регламенты их производства. Отслеживая работу модификаторов в составе уложенного резиноасфальтобетона, можно разработать унифицированный метод их производства.

В-третьих, внедрение малоизученной технологии требует государственного программного подхода.

Использование шинной резины в модификации вяжущих затрагивает интересы Минпромторга России и Минприроды России. Для продвижения новой технологии нужны административные механизмы: поддержка работающих со вторичными ресурсами организаций, согласование позиций всех участников рынка, ограничение неадекватных всплесков цен, стимулирование спроса. В то же время необходимо избегать слепого навязывания желаемых практик и опираться на выводы научно-технических исследований и экспериментов.

В-четвертых, необходимо обобщение известного опыта.

Речь не только о полноценном взаимодействии с международными коллегами. Некоторые из экспериментов, проведенных в России, тоже заслуживают анализа. Например, укладка сотни километров резиноасфальтобетона в ХМАО «Сургутнефтедорстройремонтом».

Тем временем рынок производства модификаторов на резиновой основе растет и оснащается все лучше. За последние четыре года объемы производства резиновой крошки выросли в два с половиной раза. Переработчики шин постепенно улучшают свое оборудование и будут готовы предложить производителям модификаторов исходный продукт требуемого качества и в нужном объеме уже завтра.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: