Пятница, 15 ноября, 2024

Российские водители столкнулись с дефицитом моторных масел

В России образовался дефицит качественных моторных масел из-за нехватки необходимых присадок (добавок) для их производства в стране. Письмо с соответствующей жалобой направил премьер-министру Михаилу Мишустину вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

До введения санкций 60% спроса на присадки в России обеспечивалось импортом, а по некоторым наиболее сложным добавкам – более чем на 90%. В итоге сейчас Россия вынуждена искать новые способы их закупок, однако новые логистические цепочки не всегда стабильно работают, отмечают в НАС. Сами производители, а также в Минэнерго и Минпромторге говорят об отсутствии дефицита масел в стране. Эксперты поясняют: перевозчики просто привыкли к импорту и неохотно переходят на отечественный продукт.

Особенно остро проблема нехватки моторных масел стоит перед водителями большегрузов – привычные высококачественные масла иногда отсутствуют в магазинах, на рынке также растет число контрафактной продукции. В связи с этим водители используют менее качественные масла, предназначенные для устаревших типов двигателей.

О проблемах со смазочными материалами в России ранее уже предупреждал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы цифровой маркировки «Честный знак»). В организации отметили, что объем контрафакта по отдельным группам товаров на рынке доходит до 50%. Глава центра Михаил Дубин подчеркнул, что зачастую в автомобили вместо специального масла заливают «чуть ли не подсолнечное».

По словам вице-президента НАС, в России выпускается достаточно масел, но преимущественно устаревших типов, а производство высокотехнологичных присадок годами не развивалось – потребители предпочитали импорт. Чтобы исправить ситуацию, в НАС среди прочих мер предлагают освободить от налога на прибыль российские НПЗ, которые смогут гарантировать производство необходимой продукции, а также ввести субсидии на поддержку нефтехимии в России.

Всего в России производится около 2,6 млн тонн масел ежегодно, тогда как потребление составляет примерно 1,8 млн тонн, причем наиболее крупные российские нефтяные компании успешно наращивают объемы производства.

Например, «Роснефть» – крупный производитель смазочных материалов и присадок. Заводы компании выпускают широкий спектр масел – индустриальных, закалочных, моторных, трансмиссионных, сказали «Известиям» в компании. Там добавили, что в 2022 году по сравнению с 2021-м «Роснефть» увеличила выпуск автомобильных смазочных материалов для внутреннего рынка почти на 11%.

«Газпром нефть» остается одним из крупнейших производителей высокотехнологичных автомобильных и индустриальных масел в РФ, выпуская свыше 1 тыс. наименований продукции для всех секторов рынка, отметили в компании. Вся продукция соответствует требованиям и спецификациям российских и зарубежных автопроизводителей, добавили там.

В Минэнерго заявили «Известиям», что производство базовых моторных масел в России полностью удовлетворяет потребности внутреннего рынка. В Минпромторге сказали, что в настоящее время отечественные производители смазочных материалов способны заместить практически всю линейку поставляемых ранее импортных аналогов. В Минэнерго подчеркнули, что ряд крупных нефтяных компаний производят также синтетические масла, и сейчас ведомство совместно с участниками рынка прорабатывает вопрос увеличения их производства за счет модернизации НПЗ.

Для обеспечения внутреннего рынка необходимыми присадками и маслами в Минэнерго создана рабочая группа по импортозамещению смазочных масел и присадок. Уже сейчас ведомством совместно с Минпромторгом и заинтересованными компаниями проведена инвентаризация текущего состояния производства присадок, в том числе потребления компонентов, необходимых для их производства, а также дана оценка возможности импортозамещения необходимыми присадками отечественными производителями.

«Дефицита масел в целом на рынке нет, но отдельные перевозчики действительно могут отдавать предпочтение иностранной продукции. С доступом к ней могут возникать сложности. На это влияет человеческий фактор – психологически покупатель предпочитает приобретать проверенный временем товар. Если автомобилист много лет покупал импортное масло, он, скорее, и дальше предпочтет его, поэтому российским производителям следует активнее продвигать и рекламировать свою продукцию», – сказал Владимир Матягин, глава ассоциации «Грузавтотранс».

Для решения проблемы НАС предлагает в том числе освободить от налога на прибыль российские нефтеперерабатывающие заводы, которые смогут обеспечить производство необходимой продукции на замену импортной. Кроме того, организация считает важным введение субсидий на поддержку нефтехимии в России. Глава ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что логичнее было бы стимулировать потребителей к переходу на российские масла за счет выделения субсидий перевозчикам на приобретение отечественной продукции.

текст: Валерий Воронов, Сергей Петров, фото: rolf.ru

Новости

В России стартуют продажи грузовиков FAW Tiger 6G

FAW Tiger 6G — это современное шасси для грузовиков с полной массой транспортного средства 9 и 12 тонн, которое сочетает в себе передовые технологии, надежность и высокую производительность.

Читайте также: