Современный этап развития карьерного автотранспорта характеризуется внедрением и освоением комплексной системной автоматизации, осуществляющей контроль, учет, планирование, управление и анализ работы этого оборудования с целью достижения предельно высоких эксплуатационных характеристик карьерного автотранспорта.
Достичь высокой производительности на предприятиях открытой добычи позволяет автоматизированная система диспетчеризации «Карьер», разработанная компанией «ВИСТ-Групп» в 2002 году. Технологии дистанционного контроля и управления производственным процессом хорошо отработаны в АСД «Карьер» благодаря двадцатилетнему опыту использования на карьерных площадках. С помощью автоматической системы диспетчеризации «Карьер» решаются две основные задачи.
Первая – повышение эффективности организации работы экскаваторно-автомобильного оборудования за счет следующих функций:
- контроль работы автотранспорта и экскаваторов в режиме реального времени, позволяющий оперативно изменять распределение самосвалов между экскаваторами;
- ежечасный анализ выполнения сменного задания по каждому экскаватору и грузовику, позволяющий оперативно определять причины невыполнения сменного задания и принимать соответствующие меры;
- контроль давления воздуха и температурного режима в крупногабаритных шинах карьерных самосвалов с помощью установленных внутри шины датчиков;
- с помощью инклинометров, установленных на автосамосвалах, осуществляется оперативный контроль за состоянием технологических автодорог.
Вторая задача – учет производственных процессов выполняется за счет следующих возможностей системы АСД «Карьер»:
- выполненные объемы работ экскаваторами и автотранспортом формируются в автоматическом режиме в рапорт о работе предприятия, что позволяет полностью уйти от ручного ввода информации;
- простои горно-транспортного оборудования фиксируются в автоматическом режиме, что позволяет анализировать рабочее время каждой единицы техники;
- учет объема перевезенной горной массы и расхода дизельного топлива самосвалами, позволяет анализировать причины отклонения удельного расхода дизельного топлива по каждой машине, с учетом условий работы.
Данные между диспетчерским центром и мобильными объектами передаются с помощью радиомодемов бортовых контроллеров, которые подключены к автомобильным радиостанциям. Информация о местоположении и состоянии самосвала формируется в бортовом контроллере и отсылается в диспетчерский центр автоматически.
В качестве источников информации используются датчики местоположения, скорости и технического состояния машин и их отдельных узлов и агрегатов. Помимо всего прочего, задействуется актуальная цифровая модель горных работ разреза.
Остановимся на одном примере. С 2021 года Восточная горнорудная компания использует на Солнцевском угольном разрезе систему «Карьер» еще и для оценки качества дорожного полотна. Теперь карьерные самосвалы оснащены специальным измерительным прибором, который автоматически в режиме «реального времени» фиксирует различные виды дорожного покрытия и передает показатели в АСД «Карьер». Все данные графически отображаются на цифровой карте разреза и повторяют цветовую индикацию светофорного типа.
Контроль за состоянием технологических дорог позволяет значительно повысить операционную эффективность, бесперебойную работу, а также уровень безопасности при эксплуатации автотранспорта. Происходит своевременное устранение дефектов дорожного полотна, и, как следствие, снижение расхода топлива, увеличение срока эксплуатации шин и элементов подвески.
Таким образом, система АСД «Карьер» разработана с целью повышения оперативного управления работой большегрузных самосвалов за счет непрерывного обеспечения диспетчерского и управленческого персонала полной информацией о текущем положении и техническом состоянии машин.