Суббота, 27 апреля, 2024

Вопрос с импортозамещением АЗС решили, а что с присадками для масел?

Компания Shell, продавшая 100% своей российской «дочки» компании «Лукойл», не планирует останавливаться на достигнутом. Речь идет о выходе из совместных предприятий с «Газпромом» – трубопровода «Северный поток – 2», завода по производству СПГ «Сахалин – 2», добычных Salym Petroleum Development и «Гыдан энерджи».

Суммарно, вместе с выходом из российских нефтегазовых проектов, только за первый квартал 2022 года Royal Dutch Shell потеряла $4,2 млрд, British Petroleum – $25,5 млрд. Ранее рынок России покинули дислоцировавшиеся в Санкт-Петербурге компании Aero и Neste. Правда, пока имя бренда Neste остается – «Татнефть», купившая сеть у финнов, имеет право эксплуатировать бренд Neste до 2024 года.

Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что в целом с уходом иностранных игроков на российском розничном топливном рынке ничего не поменяется, и рядовые потребители не столкнутся с нехваткой топлива на АЗС. Всего в России на сегодняшний день действует около 15 000 автозаправок, где-то 40% их них принадлежит нефтяным компаниям, остальные – «независимые». К примеру, у «Лукойла» – около 2 500, у «Роснефти» – около 3 100 АЗС.

Что касается российского рынка автомасел, то здесь не все так радужно. С легальной продукцией Shell можно смело попрощаться и надеяться на «параллельный импорт» или контрабанду. Castrol прекратил поставки масел в Россию в феврале, и сейчас покупателям доступны либо складские остатки, либо контрафакт. Компания Exxon Mobil решила полностью уйти из России в июне 2022 года, а пока заморозила всю деятельность, новых поступлений масел Mobil нет. Французская компания TotalEnergies объявила об остановке производства линейки моторных масел Total и всех смазочных материалов на территории России.

Российские нефтяные компании давно занимаются импортозамещением и наладили выпуск качественных автомасел под собственными брендами, среди которых есть действительно признанные лидеры. Продукция качественная, сертифицированная всеми ведущими мировыми автомобильными брендами, уровень контрафакта минимальный. В целом картина выглядит просто замечательно, но так кажется лишь на первый взгляд: добавки и присадки, важнейшие компоненты любого высококачественного современного масла – иностранного производства.

Практически ни один мировой производитель масла не выпускает присадки и добавки самостоятельно, так как для полноценных тестов пакетов присадок необходим огромный испытательный центр с набором очень дорогого оборудования. Помимо стендовых проверок, масло проходит полевые испытания – эксперты смотрят, как оно в реальных условиях взаимодействует с деталями двигателя или отдельного узла автомобиля.

Возможностями для столь масштабных тестов располагают лишь крупные производители присадок. Самые известные из них – Afton Chemical, Lubrizol, Infineum, Chevron Oronite. Абсолютное большинство мировых брендов масел содержат в своем составе присадки именно этих 4-х компаний. Как результат, сейчас даже имея свое, отечественное базовое масло для блендинга, крупнейшие российские игроки, так или иначе, столкнулись с серьезными проблемами в поставках присадок.

Собственного производства добавок и присадок в России нет, а наработки времен СССР потеряны или уничтожены. Сейчас в этом направлении пока никаких позитивных новостей не слышно, обсуждаются лишь вопросы оперативного замещения – американских и европейских присадок китайскими и корейскими. Чувашский ПАО «Химпром» хоть и заявил, что на предприятии наблюдается высокий спрос на присадки к минеральным маслам, неизвестно, сколько потребуется времени на их испытание и серийные поставки отечественным производителям масел.

В итоге скоро механикам придется лить в моторы грузовиков или спецтехники не рекомендованное производителем, а доступное по наличию и цене масло.

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: