Пятница, 26 апреля, 2024

Нет «сливщикам»: как бороться с воровством топлива

Хищение топлива недобросовестными сотрудниками – одна из ключевых проблем для компаний, располагающих большими автопарками.

Пути ее решения лежат в двух плоскостях – четком понимании как именно происходит «утечка» топлива и какими инструментами этому можно противостоять.

Ярче всего актуальность и повсеместность проблемы воровства топ­лива иллюстрирует простой факт: хорошо о ней знают даже те, кто не работает водителем на предприятии и вообще не имеет автомобиля.

Эволюция мошенничества

Несмотря на развитие технологий, в первую очередь распространение телематики, владельцы транспортных предприятий до сих пор не обзавелись универсальным решением для борьбы со «сливщиками». А все потому, что мошенничество в сфере воровства ГСМ постоянно эволюционирует: год от года нечистоплотные водители изобретают все новые способы и находят возможность оставаться непойманными. Одна из самых первых и до сих пор живущих схем обмана довольно незамысловата. Заправляясь за наличные, водители покупают дешевое некачественное топливо, но на заправке берут чеки на якобы качественное ГСМ, а разницу в стоимости кладут себе в карман.

Чем дальше, тем больше схемы обмана не просто усложняются, но и прирастают новыми соучастниками. Так, нередко в противозаконных действиях участвуют не только водители, но автомеханики, руководство автотранспортного предприятия, начальник гаража, главбух, глава отдела логистики, начальник транспортного отдела. Действует простое правило: чем крупнее АТП, тем легче провернуть незаконную схему воровства топлива, ведь полностью контролировать действия многочисленных сотрудников и крупного автопарка грузовых или легковых автомобилей невозможно.

Традиционная схема кражи — слив топлива из бака посредством шланга в пустую тару. Зачастую используется канистра объемом 20 или 50 литров. Горючее сливается, если норма его расхода искусственно превышена, и у водителя возникают излишки топлива. Чтобы мошенничество осталось незамеченным, водители подделывают данные одометра или счетчика времени наработки, накручивая их при помощи так называемых корректоров. В некоторых случаях спидометр или счетчик времени наработки специально приводят в нерабочее состояние, а горючее списывают. Другой распространенный вариант обмана – слив ГСМ с «обратки» (горючего, которое перетекает из двигателя обратно в бак). С этой целью в обратную топливную систему врезаются ответвители, через них горючее переливается в емкости.

Традиционная схема кражи слив топлива из бака в канистру

Однако эти примеры – лишь вершина айсберга: сценарии кражи топлива недобросовестными водителями насчитывают десяток других вариантов. К примеру, простор для мошенничества открывается на АТП, где водителям до сих пор выдают топливные талоны для заправки на автозаправочной станции. Нечистоплотные водители перепродают эти талоны заинтересованным лицам по сниженной цене, а сами отчитываются об осуществленной заправке. Обвести АТП вокруг пальца и положить разницу в деньгах себе в карман позволяет заправка топливом, которое стоит дешевле стандартного горючего на АЗС. Незаконные пункты «сдачи/приемки» горючего, как правило, работают на автомагистралях. Это или не привлекающая внимание стационарная емкость, или припаркованный на дороге старый бензовоз. На таких пунктах водители продают жуликам похищенное горючее, что впоследствии ведет к неисправности техники и ремонту узлов.

На закрытых объектах особенно часто встречается такой вариант обмана, как договоренность с топливозаправщиком. Так как работающим на шахтах, карьерах, стройплощадках водителям спецтехники не полагаются топливные карты, денежные средства наличными или талоны им тоже не выдаются, воровство ГСМ происходит путем преступного сговора между водителем и сотрудником АТП. В результате недолива похищаются колоссальные объемы топлива, а полученная таким образом прибыль делится между водителями и автозаправщиком.

Если в организации нет серьезного контроля, то проверить водителей на воровство топлива практически невозможно. Но есть несколько факторов, которые могут указывать на кражи со стороны водителей. Например, топливо регулярно пропадает в небольших количествах. Чаще всего в таких случаях водители берут топливо для заправки личного автомобиля. Другим сигналом для проверки могут служить регулярные жалобы на низкие нормы расхода топлива, пробки, перегруз, неровные дороги и т.д. Также довольно подозрительно, если расход бензина на маршрутах А-Б и Б-А отличается больше чем на 10%.

При этом любое, даже малейшее подозрение относительно того, что водители крадут топливо, можно легко проверить. К примеру, устроить тестовые рейсы: раз в несколько месяцев выезжать в рейс с водителем и замерять расход топлива. Если показатели при контроле значительно ниже, можете не сомневаться – водитель ворует топливо. Другой способ – анализировать информацию с топливных карт. Если водитель регулярно заправляется на одной АЗС, которая находится вне его маршрута, стоит устроить ему проверку. В организациях, где принято заносить данные с одометра в таблицу учета, можно производить сверку с маршрутом водителя. Расхождение километража более чем на 10% – повод проверить водителя.

От нормативов до датчиков контроля

В большинстве транспортных компаний кража топлива представляет собой серьезно продуманный теневой «бизнес». Согласно данным статистики, на территории РФ только по причине слива ГСМ экономические потери транспортных компаний могут составить до 40% от стоимости ГМС. А наиболее предприимчивые махинаторы получают за счет «сливов» половину официального ежемесячного дохода. Однако максимально ярко масштаб проблемы воровства топлива иллюстрируют не относительные, а абсолютные цифры. Вот простые расчеты: если автопарк предприятия насчитывает 600 машин, а каждый водитель сливает хотя бы 8 литров топлива, то за месяц объем слива исчисляется более чем 200 литрами, а перевозчик теряет с одного автомобиля не менее 10 тысяч рублей.

Единственный способ защититься от кражи топлива – усилить контроль за расходом ГСМ.

Один из работающих вариантов – сравнивать расход топлива на предприятии с нормами расхода ГСМ. Минтранс России разработал методические рекомендации, которые устанавливают нормы расхода для каждой марки и модели машины. В документе установлены поправочные коэффициенты и надбавки, которые зависят от условий эксплуатации автомобиля. Важно помнить: эти нормы не учитывают год выпуска автомобиля, качество дорог, особенности перевозимого груза. Данный способ подходит только для примерного расчета затрат на ГСМ.

Другой вариант – использовать штатный датчик через CAN-шину, который передает топливные данные в бортовой компьютер. Информация о расходе и уровне топлива от бортового компьютера по CAN-шине поступает в систему спутникового мониторинга. Главная проблема такого датчика слива топлива – он дает погрешность до 15%. На точность показаний влияют форма бака и специфика транспортного средства. Плюс не каждая машина поддерживает такой способ считывания и передачи данных.

Контроль слива топлива можно также организовать с помощью проточного датчика расхода топлива. Оборудование работает по принципу счетчика на воду. Датчик устанавливают на топливную магистраль, чтобы измерить объем проходящего топлива. Информация от него передается напрямую бортовому контроллеру через интерфейсный выход. Погрешность датчика всего 1–3%. Главный минус таких датчиков – их стоимость, плюс некоторые водители специально повреждают трекеры паяльником или кипятком, что приводит к дополнительным расходам на содержание автопарка.

Единая топливная карта

Контроль и экономия

Одно из самых разумных решений для борьбы с воровством ГСМ – это топливные карты. Подобрать оптимальное решение можно из порядка трех десятков существующих на сегодня сервисов. Прежде всего, топливная карта – это безопасность и контроль финансовых средств компании. Принцип ее работы прост: карта – это безналичный расчет за топливо. Количество топлива, которое можно получить по карте, обусловлено установленным на ней лимитом. Безусловный плюс: через личный кабинет, в буквальном смысле в пару кликов, лимиты всегда можно изменить – уменьшить или увеличить.

Заправить транспортное средство на объем топлива в пределах лимита, держатель карты может на любой АЗС, которая входит в сеть приема. После заправки в личном кабинете отразится транзакция с указанием АЗС, где была проведена операция, видом, объемом и стоимостью топ­лива. А в бухгалтерских документах будет сформирована соответствующая запись, что позволит принять покупку ГСМ на баланс.

Среди основных преимуществ этого инструмента контроля ГСМ – не только учет расхода и управление в онлайн-режиме, но и возможность сэкономить на топливе. Так, за счет использования карт топливные расходы компании могут сократиться от 15 до 35%. Экономия складывается из нескольких параметров: за счет налогового вычета 20% НДС, большого выбора поставщиков топлива с минимальной ценой и системы лимитов потребления по картам.

При этом для любого руководителя АТП очевидно: чтобы выстроить качественный контроль, недостаточно использовать только лишь один инструмент контроля расхода топлива. Нормы не учитывают особенностей эксплуатации транспорта, штатный датчик дает большую погрешность, водители изобретают новые способы обмануть ДРТ и ДУТ. Чтобы взять под контроль расход ГСМ, необходим комплексный подход. Важно не только проверять количество топлива, но и знать вплоть до секунды, чем занимается водитель, по какому маршруту едет, где совершает остановки, сколько километров проезжает за день.Российский рынок грузоперевозок в условиях санкций: пока все сложно

Текст: Кристина Симонова, фото: publicdomainpictures.net

Новости

КОРМЗ представил ПУМ собственной разработки

ОАО «Кемеровский опытный ремонтно-механический завод» (КОРМЗ) разработал новую вакуумную подметально-уборочную машину (ПУМ).

Читайте также: